Гендерное воспитание во второй младшей группе планирование. Нод во второй младшей группе по гендерному воспитанию
Конспект по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Автор: Кельцына Ольга Викторовна
Место работы: МБДОУ «Детский сад №121» г.Рязань
Должность:воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей. Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка. 2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек. 4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. 5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области:социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок(дети собираются возле воспитателя) .-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем? Дружат в нашей группеДевочки и мальчикиМы с тобой подружимся, Маленькие пальчики. Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся. Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости? Дети: - Да.Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились. (Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись? (показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .Дети: - Вы неправильно одели их. Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. Подбор одежды для Кати и Вани. Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной? Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты) Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем, в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем. (рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек) Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь? Дети: - Да! Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками(дети садятся за столы и складывают картинки) Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка? - Танк.- А у тебя? - Машинка.- А что ты собрала, Ника? - Матрёшка.- А у Насти? - Юла.- А одним словом что это? Дети: - Игрушки! Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками? Дети: - Мальчики! Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть? Дети: - Куклами, посудкой и т. д. Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет! 1. Девочки любят играть в куклы! 2. Мальчики любят играть в машины3. Девочки любят забивать гвозди4. Мальчики любят носить бусы5. Девочки любят играть в футбол6. Мальчики любят завязывать банты7. Девочки любят обижаться8. Мальчики любят жаловаться9. Девочки и мальчики любят есть конфеты10. Девочки и мальчики любят получать подарки. Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно! Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия. Настроение упало, - голова опущена внизДело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз. Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчикомЕсли есть хороший друг - хлопают в ладошиС делом справимся вдвоём, - берут друг друга за рукиС облегчением вздохнём, - делают глубокий вдохНастроение поднимем - поднимают руки вверхИ от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки, улыбаясь друг другу. Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки? (Дети отвечают) Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики! Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.
Дата публикации: 13.03.17
Гендерное воспитание дошкольников.
Проблема гендерного воспитания дошкольников - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социум и средства массовой информации изменяют психологические стереотипы мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной утрате мужественных качеств у мальчиков и женственных у девочек.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных возможностей ребенка.
Именно игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры "для мальчиков", игры "для девочек" и "общие" игры.
Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.
Данная работа в той или иной степени помогает решить некоторые задачи гендерного воспитания дошкольников, в частности такие как: формирование полоролевых знаний и развитие умения использовать эти знания в различных игровых ситуациях.
Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе на тему «Танечка и Ванечка учатся играть»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.
Цель : развитие первичных гендерных представлений у детей (мальчики сильные, умелые, смелые; девочки красивые, нежные, заботливые), закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу. Формировать представления детей о полоролевых предпочтениях при выборе игрушек, стереотипных видах деятельности человека.
Задачи :
Развивающие : развивать классификационные умения на примере игрушек для мальчиков и девочек, активизировать словарный запас через игровую деятельность
Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение быть внимательными друг к другу.
Образовательные : учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
Демонстрационный материал : плоскостные куклы Таня и Ваня, набор игрушек с акцентом на гендер и те, в которые играют все вместе (машина, молоток, самолет, мяч, игрушечная отвертка, кукла, фен, кукольная посуда, кубики, пирамидка, бусы, медвежонок, конструктор)
Структура образовательной деятельности:
1.Познавательная деятельность.
2.Сюрпризный момент.
3.Дидактическая игра.
4. Физкультминутка.
5.Творческая деятельность.
6.Музыкальная разминка
7.Заключение.
1.Познавательная деятельность.
На ковре стоит кукольный домик двухэтажный. Этот домик ребята делали совместно с воспитателем, взяв за основу картонную коробку, обклеили стены цветной бумагой, мебель и предметы интерьера изготовили с помощью родителей. Нижняя комнатка для куклы Тани, верхняя - для Вани. Ребята вместе с воспитателем садятся в круг на ковер.
В: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
В: Скажите мне, как я вас сейчас назвала?
Д: Ребята.
В: Правильно! А теперь я поздороваюсь с вами по-другому. А вы слушайте внимательно и ответьте только те, к кому я обращаюсь.
Итак, здравствуйте, девочки!
Девочки здороваются.
В: Здравствуйте мальчики!
Здороваются мальчики.
В. Молодцы! Как хорошо, что в группе у нас есть и мальчики и девочки. И все вы очень дружные и веселые ребята. Все вы любите играть в игрушки?
В: Это замечательно! А в какие игры игрушки любят играть наши девочки?
Девочки отвечают (в куклы, с мягкими игрушками, играть с кукольной посудкой, в парикмахерскую и т.п)
В: Правильно! Девочки играют с куклами, в кухонную посуду, магазин, дочки-матери, и они вырастут добрыми, ласковыми, заботливыми и умными как мама. Потому что девочки - будущие мамы.
В: А какими игрушками любят играть наши мальчики?
Ответы мальчиков (машинки, железная дорога, самолеты, конструкторы и т.п)
В: Все верно! Мальчики очень любят играть с машинками, с самолетами, в железную дорогу, стоить из конструктора роботов и ракеты. Поэтому наши мальчики, когда вырастут, станут как папы - умными, сильными, смелыми и храбрыми. Они будут защищать нас и нашу Родину.
2. Сюрпризный момент.
Ой, ребята, пока мы с вами беседовали, кажется, в нашем домике что-то произошло! Слышите какой-то шум? Кто-то разговаривает. Или спорит? Интересно, а кто в нем живет? Неужели его жители что-то не поделили? (заглядывает в домик). Так и есть! Давайте-ка ребята посмотрим и послушаем внимательно, что же тут случилось?
(Разворачивает домик к ребятам. Здесь и далее – воспитатель либо говорит за куклу, либо кукла шепчет, а воспитатель дублирует детям).
В.: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: куклы!
В.: Правильно, это две куколки! Мальчик и девочка. А давайте с ними познакомимся?
Дети: Давайте!
В.: (куколки говорят на ухо воспитателю)
Ребята, мальчика зовут - Ваня, а девочку - Таня.
Друзья мои, оказывается у Вани и у Тани сегодня был день рождения и к ним приходили гости, их друзья – девочки и мальчики. И конечно, они принесли очень много подарков, так много что у Вани с Таней получилась целая гора из красивых коробочек, пакетов и свертков. Друзья играли, веселились, а потом все дружно пили чай с вкусным тортом! Но, когда Ваня и Таня проводили своих гостей, настало самое интересное: время открывать подарки. Ребята очень быстро достали их и очень обрадовались! Тут были и машина, и самолет и новенький конструктор, красивая кукла, мяч, мягкий медвежонок и много чего еще! Ваня и Таня так увлеклись, что не заметили, как мама позвала их обедать и сказала, чтобы они обязательно собрали все игрушки. Да вот беда…Ребята совсем не помнят, какие игрушки кому подарили. А главное, не знают, как их поделить, кому во что играть? Что же делать? Давайте, им поможем? Разложим игрушки по коробкам – в одну мы будем складывать игрушки, в которые играют мальчики, и наш Ваня, а в другую – те, в которые играют девочки и наша Таня.
3. Дидактическая игра «Кто во что играет?»
Ребята раскладывают по двум коробкам игрушки, принадлежащие девочке и мальчику. Остаются мяч, пирамидка, кубики.
В: Молодцы, ребята! Как быстро вы справились с этой задачей! Теперь Таня и Ваня не будут ссориться из-за игрушек, и у каждого будут те игрушки, в которые ему интересно играть. А как же быть с этими игрушками?
Ответы детей.
В: Правильно! В эти игрушки интересно играть всем – и мальчикам, и девочкам. И Таня и Ваня с удовольствием будут вместе играть в мяч, строить из кубиков город и собирать пирамидку. И конечно делать это дружно и вместе. А мы их научим!
4. Физкультминутка «Принесли мы всем подарки»
Дети встают в круг, водящий в середину. Водящий выбирает игрушку, а дети выполняют движения, изображая куклу - как она танцует, коня – как он скачет, волчок – крутятся на одном месте вокруг себя и самолет – летают по кругу.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет – тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
5.Творческая часть – пластилинография «Мой веселый звонкий мяч».
В: Ребята, Таня мне шепнула сейчас на ушко, что хочет пригласить нас на чаепитие и угостить конфетами, ведь у них с Ваней день рождения. А на день рождения принято дарить что?
Дети: Подарки!
В: Давайте и мы поздравим наших куколок и сделаем для них подарок.
А чтобы наши куколоки Таня и Ваня никогда больше не ссорились, мы приготовим для них сюрприз – игрушку, в которую они с удовольствием будут играть вдвоем! Отгадайте мою загадку и вы поймете о какой игрушке я говорю:
Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу!
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
Ответы детей: Мячик!
В.: Верно! Мы сделаем для Тани и Вани красивый мяч. А сейчас я предлагаю вам подойти к нашим столикам и выбрать необходимые материалы для работы.
Садятся за столы. Детям предлагается на выбор пластилин разных цветов, заготовки из картона – в виде мяча, с различными узорами. Воспитатель поощряет самостоятельность при выборе материала и исходных заготовок. Обращает внимание на аккуратность в процессе работы, а также помогает при составлении композиции и учит подбирать цвета. Объясняет последовательность выполнения работы, и наглядно демонстрирует приемы отщипывания маленького куска от большого и размазывания пластилина по основе, соблюдая контуры.
Воспитатель хвалит работы, предлагает полюбоваться работами и мальчиков и девочек и еще раз проговаривает, что хотя у Тани и Вани есть много разных игрушек, как для мальчиков, так и для девочек, но играть в них по отдельности не интересно, а вместе – очень весело.
6. Музыкальная разминка.
В.: Какие игрушки красивые у вас получились! Какие вы молодцы!
Ваня и Таня говорят вам большое спасибо! А знаете, ребята, наши куколки любят не только вместе играть, но и танцевать и я предлагаю вам потанцевать с ними и с их замечательным другом – бурым медвежонком.
Е.Железнова «Бурый медвежонок»
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать.
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
7.Заключительная часть.
А теперь мои друзья, давайте устроим для Тани и Вани чаепитие.
Откуда дети узнают о том, как должны вести себя мальчики и девочки? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Данный процесс называется гендерная идентификация. Однако взрослые не всегда дают правильный образец поведения. Кроме того, ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую личностную позицию. Например, любой из нас может вспомнить услышанные когда-то фразы, типа «Так должны вести себя мужики», «Настоящий мужчина никогда не плачет» или «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие жизненные позиции называются стереотипами. Наша задача, как воспитателей, состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свою половую принадлежность, показать гибкость поведенческих моделей в зависимости от пола и ситуации, эффективно использовать свои биологически обусловленные гендерные качества и с уважением относиться к противоположному полу.
Слайд 1.
Обратимся к понятию «гендер». Ге́ндер - (от лат. genus - «род») - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Слайд 2. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
В современном обществе существует классический вариант воспитания, когда и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Слайд 3.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Современные женщины стали занимать лидирующее положение в обществе, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают традиционный статус «добытчиков» в семье, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда наблюдаем в семьях наших воспитанников.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их самосознание. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют агрессивные модели поведения, иногда не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять в играх роли с учетом гендера.
Таким образом, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей и начинать ее необходимо с младшего дошкольного возраста.
Период дошкольного детства является сензитивным, в процессе которого педагоги и родители могут помочь ребенку раскрыть уникальные возможности, которые даны ему биологическим полом. Для этого педагоги в нашей группе осуществляют целенаправленную и систематическую работу, которая заключается в следующем:
Слайд 5, 6. Проводим специальные игры, направленные на гендерное воспитание младших дошкольников. Организуем сюжетно-ролевые игры, в которых необходимо участие как мальчиков, так и девочек. В данных играх формируем модели правильного гендерного поведения, культуру взаимоотношения полов.
Слайд 7. При создании предметно-игровой среды в группе,мыстараемся учитывать предпочтения и интересы девочек и мальчиков. Даем рекомендации родителям воспитанников в этом направлении.
Зонирование группы также строится с учетом пола детей. В строительном и техническом уголке большую часть времени находятся мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, на наш взгляд, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщина за рулём – это норма, а мужчина – домохозяин – не редкость. Наша задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу». Но в то же время, не стесняться проявления таких женских качеств по отношению к противоположному полу, как заботливость, внимание.
Слайд 8.
В игровом центре «Парикмахерская» мы размещаем не только баночки и коробочки от женской косметики, но и игрушечную электробритву, коробочки от папиного одеколона, баночки от мужского шампуня. В открытом доступе для детейнаходятся фотографии причёсок мальчиков и девочек, а также фотоколлажи женских, мужских стрижек и причёсок из журналов.
В центре природы располагаем картины на тему «Времена года», на которых изображены и мальчики, и девочки. Во время бесед акцентируем внимание на том, как одет мальчик или девочка, вместе с детьми даём им, проговариваем, чем занимаются дети.
Слайд 9.
В творческом центре выкладываем разнообразный материал для рисования, аппликации, лепки, трафареты, с помощью которых, дети смогут изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями мальчиков и девочек; творческие наборы «Собери бусы», «Собери браслет», «Одень куклу Катю», «Одень куклу Ваню» и т. п.
Слайд 10.
В театральном центре представлены наряды для ряженья, как для мальчиков, так и для девочек. Там же находятся русские народные костюмы и фотографии с изображениями мальчиков и девочек в народных костюмах.
Таким образом, развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы считаем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, поэтому мы не прерываем подобные игры, а лишь направляем их в нужное русло.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно формировать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской грамоты; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Слайд 11.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, в этом нет никакой патологии. Данный этап может оказаться полезным для формирования определенных качеств личности - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.Роль воспитателя состоит в ежедневном участии в играх детей и грамотном их руководстве.
Слайд 12.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочкам предлагается посильный труд, направленный, например, на развитие аккуратности.
В гендерном развитии детей неоценимую роль играет художественная литература. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы женщин и мужчин. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники в работе и в быту.
Слайд 13.
При организации и проведении занятий следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим, девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой.
Таким образом, мы стараемся строить педагогический процесс исходя из знаний половых особенностей детей.
Особенности развития девочек.
- Обучение на слуховом восприятии;
- Любят похвалу, восхищение ими среди детей и родителей;
- Обучение идет от простого к сложному (с поэтапным объяснением);
- Полезно использовать задания на повторение;
- Требуется маленькое пространство для игр;
- Любят играть с мелкими игрушками.
Особенности развития мальчиков.
-
Обучение на зрительном восприятии;
- Любят играть и заниматься при ярком свете;
- Предпочитают сборно – разборные игрушки;
- Необходимо большое пространство для игр;
- Предпочитают выполнять любые задания самостоятельно;
- Любят разные задания на сообразительность.
ольга бибнева
НОД во второй младшей группе по гендерному воспитанию
Задачи :
1. Формировать умение детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, 2. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности, закрепить знание о круге увлечений, интересов и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола; 3. Закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности, 4. Активизировать словарь детей : одежда (для мальчиков, девочек, имена людей (мужские и женские) ; 5. Развивать логическое мышление, смекалку, внимание, зрительное и слуховое восприятие ; 6. Формировать у детей умение действовать по инструкции взрослого; 7. Развивать положительные эмоции. 8. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение друг к другу.
Предварительная работа :
Рассматривание картин с мальчиками и девочками.
Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;
Дидактические игры «Одень мальчика и девочку на прогулку» ; «Найди отличия»
Материал и оборудование :
Две куклы (мальчик и девочка) ;
Картинки с изображением мальчиков и девочек;
Карточки с изображением игрушек;
Картонные мальчики и девочки и одежда для них;
Рабочие листы «Раскрась игрушка для мальчика, девочки» для каждого ребёнка; цветные карандаши.
Запись песни «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;
Барбарики.
Логика образовательной деятельности.
1. Приветствие : Дети стоят в кругу.
Сейчас мы будем топать, топ-топ. Потом мы будем хлопать, хлоп-хлоп. А теперь мы повернёмся. И друг другу улыбнёмся.
А сейчас, с хорошим настроением предлагаю отправиться в гости с помощью волшебных слов.
«Ножкой топнем, В ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем. Скажем : «Ах!» И окажемся в гостях»
На столе появляются куклы (мальчик и девочка) .
2. Загадки :
У неё косички, Длинные реснички, Юбочка с воланами, Платьице с карманами. Кто же это : белочка, Мальчик или девочка? (Девочка)
Чьи любимые игрушки, Танки, пушки и хлопушки Кто же любит пистолеты Даже больше чем конфеты? Кто всегда готов стрелять, Лазить, прыгать, догонять. Ловкие, как зайчики Это наши… (Мальчики)
Это кукла девочка Маша и кукла мальчик Миша. Предлагаю разобраться, где Маша, а где Миша. (Дети отвечают) .
3. Игра «Здравствуйте, ребята!»
Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, котята? (Нет.) Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают : «Нет» ). Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, поросята? (Нет.) А кто вы? Как вас зовут? (Дети называют своё имя)
4. «Назови имя»
Дети называют имена мальчиков и девочек. Если это имя девочки, то берут розовый бантик и кладут в коробку рядом с Машей, а если это имя мальчика, то берут голубой бантик и кладут в коробочку рядом с Мишей.
Дети садятся на стульчики.
5. Игра «Найди девочку, найди мальчика»
Раскладываю перед детьми картинки с изображением мальчиков и девочек. Дети по очереди сначала ищут мальчиков и отдать картинки Мише, а потом – девочек и отдать картинки Маше.
6. Физкультминутка
Мы весёлые ребята, любим дружно поиграть. Любим много шоколада, любим петь и танцевать. А теперь все девочки прыгают как белочки. А теперь все мальчики прыгают как зайчики.
7. Работа с карточками. Дидактическая игра «Кому что подарим?»
Предлагаю сделать подарки. Подарки будут разные : для мальчика и девочки. Раздаю детям по одной картинке. Предлагаю посмотреть внимательно, что на ней изображено, и подумать, кому можно подарить этот предмет – Маше или Мише.
Вопросы детям : - Что нарисовано на твоей картинке? (машина) . Кому подарим её? (Мише) и т. д.
8. Игра «Оденем мальчика, девочку» .
Работа парами. На столах у детей лежит кукла из картона (мальчик или девочка) и одежда. Нужно выбрать одежду соответствующую мальчику или девочке.
9. Пальчиковая гимнастика
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики . Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5 – будем вместе мы играть.
10. Работа с рабочими листами. (Звучит песня «Из чего же, из чего же…» Ю. Чичкова, Я. Хелемского;)
Задание : На листе нарисованы контуры игрушек. Нужно выбрать девочкам игрушку для девочек и разукрасить её, а мальчикам для мальчиков.
Дети прощаются с Мишей и Машей.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, Вокруг себя повернёмся, Дружно за руки возьмёмся. Глаза закроем и в садик вернёмся»
После НОД
Хороводная игра «Лужа»
Цель : развитие общения мальчиков и девочек, заботливое отношение к девочкам.
Дети сидят в круге. Педагог, обходя их, говорит : «Иду, иду, дружка себе найду!» . Останавливаясь перед ребёнком, спрашивает : «Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе» . Берёт ребёнка за руку и идут вместе к другому : «Идём, идём, дружка себе найдём!» , постепенно собирая всех в цепочку и замыкая круг, беря последнего ребёнка за руку. Дети ведут хоровод, приседая с последним словом.
Ай, гугу, гугу, гугу, Не кружися на лугу.
(Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже):
На лугу-то лужица, Голова закружится. Ой, вода! Ой, вода! Вот беда так беда!
(Делают несколько прыжков от центра) :
Прыг-скок, Прыг-скок! Прыгал, прыгал и скакал, Прямо в лужицу попал!
(Дети приседают, «попадают в лужу» .
Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.)
Конспект НОД по гендерному воспитанию во второй младшей группе: «Бабушка – Забавушка в гостях у ребят»
Михаленок Екатерина НиколаевнаМесто работы: НДОУ детский сад№68 «Загадка» ОАО «РЖД» г.Брянск
Должность: воспитатель
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект НОД для воспитателей ДОУ направленный на полоролевую социализацию детей.Это занятие в игровой форме способствует формированию у детей представлений о своей гендерной принадлежности, формированию понятия: «Я - девочка», «Я - мальчик»
Цель: гендерное воспитание дошкольников.
Программные задачи:
1. Формировать у ребенка представление о том, кто он: мальчик или девочка.
2. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
3. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
4. Развивать мышление, воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде.
5.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина, дедушка», «Девочка, женщина, бабушка», «Семья», «Профессии», групповых альбомов: «Как играют наши девочки», «Как играют наши мальчики», сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок голышок», «Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек», «Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Катя, что делает Коля? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».
Приоритетные образовательные области: социализация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ход НОД:
Воспитатель: - Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок
(дети собираются возле воспитателя) .
-Мои любимые девочки и мальчики, я очень хочу с вами поиграть в нашу любимую игру с пальчиками. Поиграем?
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я вам скажу по секрету, что сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Вы любите, когда к вам приходят в гости?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Я хочу чтобы вы с ней познакомились.
(Стук в дверь. Воспитатель выходит и перевоплощается в образ Бабушки-Забавушки с куклами девочкой и мальчиком) .
Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Давайте знакомиться: меня зовут Бабушка-Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Катей и Ваней (усаживает кукол) .
- Внучатушкам моим прислали родители подарки: всякие вещи и картинки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Кати, а какие для Вани. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и теперь не разговаривают Может быть вы мне, ребятушки, скажите почему они обиделись?
(показ одетых по ошибке кукол: на мальчике юбка и бант, а на девочке штанишки и рубашка) .
Дети: - Вы неправильно одели их.
Бабушка-Забавушка: - А как, же надо? Ну-ка расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики.
Подбор одежды для Кати и Вани.
Бабушка-Забавушка: - Ох, спасибо вам, помогли мне разобраться. Теперь я правильно их одевать буду. А хотите немного отдохнуть и поиграть со мной?
Двигательная пауза: Игра «Ровным кругом»
в круг широкий всех мальчишек мы сегодня позовем.
(рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности мальчиков и их общие черты)
Ровным кругом, друг за другом мы идем, идем, идем,
в круг широкий девочек в платьях мы сегодня позовем.
(рассматриваем одежду, прически, отмечаем особенности девочек)
Бабушка-Забавушка: - А еще им родители прислали картинки, но я их перепутала и теперь не знаю, что с ними делать. Вы можете мне помочь?
Дети: - Да!
Бабушка-Забавушка: - Ну, тогда разберите конвертики со своими значками
(дети садятся за столы и складывают картинки)
Бабушка-Забавушка: - Что у тебя получилось, Ванечка?
- Танк.
- А у тебя?
- Машинка.
- А что ты собрала, Ника?
- Матрёшка.
- А у Насти?
- Юла.
- А одним словом что это?
Дети: - Игрушки!
Бабушка-Забавушка: - А кто у нас любит играть машинками и кубиками?
Дети: - Мальчики!
Бабушка-Забавушка: - А девочки чем любят играть?
Дети: - Куклами, посудкой и т. д.
Бабушка-Забавушка: - Какие вы умные, сообразительные дети, я постараюсь теперь ничего не перепутать. А мои внучата Катя и Ваня очень любят играть в игру, которая называется «Я люблю». Воспитатель называет предложение – утверждение. А дети, если согласны с утверждением отвечают - Да! Да! Да! Если же не согласны – Нет! Нет! Нет!
1. Девочки любят играть в куклы!
2. Мальчики любят играть в машины
3. Девочки любят забивать гвозди
4. Мальчики любят носить бусы
5. Девочки любят играть в футбол
6. Мальчики любят завязывать банты
7. Девочки любят обижаться
8. Мальчики любят жаловаться
9. Девочки и мальчики любят есть конфеты
10. Девочки и мальчики любят получать подарки.
Бабушка-забавушка: - Ах, какие вы молодцы. Отвечаете все вместе. Дружно!
Сразу видно – настоящие друзья! Выбирайте себе в пару того, с кем дружите. Предлагаю вам рассказать и показать стихотворение «Если есть хороший друг! »
Дети, стоя в парах, лицом друг к другу, читают стихотворение и выполняют действия.
Настроение упало, - голова опущена вниз
Дело валится из рук. - встряхнули кисти рук и резко опусти вниз.
Но ещё не всё пропало, - друг другу грозят пальчиком
Если есть хороший друг - хлопают в ладоши
С делом справимся вдвоём, - берут друг друга за руки
С облегчением вздохнём, - делают глубокий вдох
Настроение поднимем - поднимают руки вверх
И от пыли отряхнём! - «отряхивают» руки,
улыбаясь друг другу.
Бабушка-Забавушка: - Ну, спасибо вам, ребята, какие вы дружные. Мне очень понравилось у вас в гостях.Теперь я точно не перепутаю, во что одевать девочек, а во что – мальчиков. Только вот напомните,какие же игрушки мне купить для ванечки? (Дети отвечают)
Бабушка-Забавушка: - А для Катеньки?
(Дети отвечают)
Бабушка-Забавушка: - Ой, заигралась я тут с вами и совсем забыла, что приготовила вам сюрприз! Шарики!
Сюрпризный момент с шариками, девочкам – красные, мальчикам – синие.