Биография квинт флакк гораций кратко. Гораций - биография, информация, личная жизнь

(65-8 гг. до н.э.) поэт

Отрадно и почетно умереть за отечество.

Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?

Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?

Я не тот, кем был раньше.

Всему есть определенные границы.

Не бывает счастья без червоточин.

Не спрашивай о том, что будет завтра.

Гони природу вилами, она все равно вернется.

Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.

Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.

Многое может возродиться из того, что уже умерло.

Мы лишь прах и тень.

Пусть бог не вмешивается.

Не все восхищаются одним и тем же и не все любят одно и то же.

Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!

Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.

Что будет завтра, бойся разгадывать,

И каждый день, судьбою нам посланный,

Считай за благо!

Золотая середина.

К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?

Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.

Нет ничего счастливого во всех отношениях.

Невозможно благополучие во всех отношениях.

Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.

Мне приятно, когда меня называют честным человеком.

Кто мешает, смеясь, говорить правду?

И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.

Голая правда.

Ничто в жизни не достается без большого труда.

Нет ничего невозможного для людей.

Ставь себе лишь достижимые цели.

Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.

Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным.

Чему бы ты ни учил, будь краток.

Невозможно все знать.

Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим.

Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.

Испытавший опасается.

Желание избежать ошибки вовлекает в другую.

Осторожность никогда не бывает излишней.

Отличай прямое от кривого.

Дерзай быть мудрым!

Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.

Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева.

Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.

Мера должна быть во всем.

Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,

Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.

Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.

Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.

Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.

Если заочно злословит кто друга или, злоречье

Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;

Если для славы забавника выдумать рад небылицу

Или для смеха готов расславить приятеля тайну:

…вот кто опасен, кто черен! Его берегися!

Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Чаще зачеркивай написанное.

Овладей предметом, а слова найдутся.

Выпущенное слово не поймаешь.

Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.

Стараюсь быть кратким, делаюсь непонятным.

Рассказывать басню глухому ослу.

Если у тебя есть нечто лучшее – предложи, а если ж нет – покоряйся.

Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки.

За преступлением следует наказание.

Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?

Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?

Что б ни творили цари-сумасброды – страдают ахейцы.

Сильнее тот, кто первый.

По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим и малым.

Чистую совесть иметь – не знать за собой прегрешений.

Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств.

Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.

Для тебя добродетель слово, а священная роща – дрова.

Войны прокляты матерями.

Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.

Жили храбрецы и до Агамемнона.

Чтобы жить – будь настороже.

Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.

Прислушайся к тому, что советует друг.

Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает.

Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.

Недостатки подруги ускользают от внимания влюбленного.

Добродетель родителей – большое приданое.

Не хмурь бровей!

Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.

В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.

Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.

Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.

Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.

Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.

Не носи в лес дрова, безумец.

Гнев – кратковременное безумие.

Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы.

Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.

Большие обещания уменьшают доверие.

Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.

От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.

Неистовствовать свойственно женщинам.

Бережливый не похож на скупого.

Иногда и добрый Гомер дремлет.

Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные.

В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет.

Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.

Народ меня освистывает, но сам я себе рукоплещу.

Бойся дешевых похвал, прикрытых лисьею шкурой.

Знатным понравиться людям – не последняя честь.

Скупой всегда нуждается.

С ростом богатства растут и заботы.

Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом.

Скряга близок к безумцу.

Кто хмур от честолюбия, а кто – от сребролюбия.

Богатством не изменишь происхождения.

Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.

Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его – печаль: если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.

Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.

Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.

Лишь один раз приходится совершать смертный путь.

Смерть стучится ко всем одинаково.

Смерть – последняя черта человеческих дел.

Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.

Все мы приходим в одно и то же место.

Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу.

Живи, помня, как коротка жизнь.

Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо.

Выпрягай состарившегося коня.

Смерть настигнет и того, кто от нее бежит.

Неудержимо летит время.

Чему не угрожает губительное время?

Мы говорим, время же завистное мчится.

Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.

Стремительно уходят годы.

Не те уж годы, да и настроение не то.

Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?

Всё, что прошло, прошлое.

Час увлекает за собой день.

Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.

Годы бегут, и у нас одно за другим похищают:

Отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость.

Один день вытесняется другим.

Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство.

Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.

Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.

Кто многого добивается, тому многого недостает.

Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.

Волк зубами, бык рогами угрожает.

Я воздвиг памятник, долговечнее бронзы.

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться. Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона . Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря , и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов. Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э. состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений. Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э., и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.). В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Гораций Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) - древнеримский поэт "золотого века" римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Горация - мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Гораций попал в среду республиканских настроенной аристократической молодежи.

В 42 до н. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его литературная деятельность. Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного сотрудника Августа - Мецената, который делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Гораций становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Горация к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему.

Многое способно возродиться из того, что уже умерло.
(Multa renascentur, quae jam decidere.)

Гораций Квинт Флакк

Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" (по-римски - сатира - "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая - в 30 г.). Гораций сам называет их - "Разговоры". Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы".

Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация - настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал. Параллельно с сатирами Гораций писал "Эподы" - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах - резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.).

К сатирам и эподам примыкают "Послания" - написанные гекзаметром письма разным лицам, с которыми Гораций так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Горацием темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее литературные письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars poëtica". Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Горация - оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Гораций (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Гораций сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Гораций в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Гораций в 18 г. до н. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима.

Гораций далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Гораций вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это - публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" - это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха, Гораций значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Горация лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Гораций, писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Горация, благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) — древнеримский поэт, живший и творивший в бурный век завоевателя Юлия Цезаря, возвысившего Рим, и императора Августа Октавиана, приёмного сына Цезаря и первого императора Рима.

Биография Горация

Молодость Горация, сына вольноотпущенника (бывшего раба), совпала с победой Цезаря в гражданской войне. После убийства Цезаря Гораций примкнул к главарям заговора — Бруту и Кассию, которые вскоре потерпели поражение в войне против преемника Цезаря; затем Гораций был амнистирован и вернулся в Рим. На этом его короткое активное участие в политической жизни было закончено, и он избирает другое поприще, ставшее главным в его жизни, — литературную деятельность.

Уже первые литературные опыты Горация привлекают внимание знатоков поэзии: его приближают к себе известные поэты. Вергилий представляет Горация Меценату — покровителю людей искусства и близкому другу Августа Октавиана. Это знакомство позволило Горацию получить расположение императора, который со временем даже предложил ему занять место своего личного секретаря. Гораций от предложения отказался, следуя избранному в жизни принципу золотой середины (aurea mediocratus ), провозглашённому им в одной из своих од. Это выражение стало крылатым. Гораций также не злоупотреблял своей близостью к Меценату, благодаря покровительству которого он всю жизнь мог заниматься только литературой.

Известность и значимость Горация как поэта были настолько велики, что император Август Октавиан именно ему поручил написать юбилейный гимн на торжественное открытие столетия игр, которые должны были знаменовать окончание войн и начало эпохи процветания Рима (17 г. до н. э.). Исполнение гимна хором из двадцати семи юношей и двадцати семи девушек на белоснежных ступенях храма Аполлона, воспевавших «семихолмный град» — Рим, стало центральным эпизодом торжественной церемонии. Поручение Августа означало признание Горация первым поэтом в Риме.

Умер Квинт Гораций Флакк внезапно, от скоротечной болезни, в самом расцвете своей поэтической славы.

Творчество Горация

Гораций оказался гораздо удачливее своего старшего современника Катулла: его поэтическое наследие дошло до нас полностью, что во многом объясняется широким признанием его поэзии и её поддержкой властью. Произведения Горация и их фрагменты неизменно включались в антологии римской литературы, программы школ и академий, поэтому они легко переходили из века в век. Однако не только благодаря высокому положению Гораций-поэт остался в веках. Этому способствовали высокое мастерство его поэзии, изящество стиха, широчайший метрический диапазон, богатство тем, великолепное развитие традиций греческой лирики Архилоха, Алкея, Сапфо в латинской поэзии.

Наследие Горация состоит из стихотворений, воспитывающих у римлянина мудрое отношение к власти и другим людям; сатир и бесед, в которых поэт учит находить гармонию между своей личностью и обществом и призывает вернуться к добрым нравам прежней жизни; посланий, содержащих поучения и описание науки создания поэзии. Среди многих произведений выделяется «Юбилейный гимн», созданный в год наивысшего подъёма Рима (17 г. до н. э.):

Пусть, о Солнце, ты, что даёшь и прячешь

День, — иным и тем же рождаясь, — пусть же

Ты нигде не узришь ничего славнее

Города Рима.

Перевод Н.С. Гинцбурга

Особое место в творчестве Горация занимают лирические оды, поэтические произведения, написанные высоким стилем для утверждения римской идеологии и прославляющие ценности жизни и достоинства людей, значение их деяний. Наиболее известным в России лирическим произведением Горация стала ода XXX («Памятник»), послужившая образцом для подражания русским поэтам М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.С. Пушкину.

Ода Горация XXX («Памятник») стала основой для возникновения нового жанра в мировой литературе — жанра лирического стихотворения, в котором поэт утверждает значение поэзии в мире и подводит итог своего личного творчества. Основные тезисы оды Горация таковы: поэт создал памятник своему творчеству, который крепче металла и неподвластен ни течению времени, ни разрушительному воздействию стихий. Во фразе «нет, не весь я умру» поэт утверждает не своё бессмертие как человека, а бессмертие поэзии, представляющей в человеке «лучшую часть его». Его поэзия не исчезнет, пока сохранится древний обряд его страны и распространится по всем её пределам. Поэзия перетекает из одного времени в другое, как перелился «эолийский напев в песнь италийскую». Гораций гордится своим вкладом в сохранение поэзии и благодарит за это благосклонную к нему Мельпомену — музу трагедии.

Гораций назвал свою оду «К Мельпомене», название «Памятник» она получила в переводах и подражаниях. Очевидно, что, обращаясь к музе высокой поэзии — трагедии, он хотел подчеркнуть огромную роль и заслугу поэта, который претворил свою жизнь в поэтический подвиг. Именно поэтому в литературе возникла традиция обращаться к этому произведению. Переводчики и учёные-филологи старались придерживаться текста Горация, так, например, Ломоносов, будучи учёным и поэтом, перевёл оду близко к источнику. Напротив, Державин и Пушкин, выдающиеся русские поэты классического периода, создали близкие по духу оде Горация свои «Памятники», вложив в них актуальные для своего времени содержание и идеи. Однако главные мысли Горация о вечности и величии поэзии, её значении для своего народа, подвиге поэта остаются неизменными.

Гораций Флакк Квинт (65-8 гг. до н.э)

Древнеримский поэт. Родился на юге Италии в семье вольноотпущенника. В 20 лет отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 22 года получил чин военного трибуна.

После убийства Цезаря стал на сторону республиканцев. В битве при Филиппа (42 ?. до н. э.), окончившейся неудачно для Республики, Гораций бежал с поля сражения. После объявления амнистии купил должность квесторского писца. Стихи Горация привлекли взимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого поэта ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 г. до н. э. тот принял Горация в круг свои друзей.

В 33 г. до н. э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппа, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Арилоа (ок. 675 - ок. 635 гг. до н. э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180-102 гг до н.э.) -сатиру. Первая книга сатир Горация (сам он называл их беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанны гекзаметром вышла ок. 35 г до н.э. После победы Августа, ок. 30 г до н. э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных эподы.

После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала V в. до н. э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдоновение. С 30 по 13 гг. до н. э. Гораций создал четыре книги лирически стихов -од. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии».

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. Император Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это принесло поэту широкую известность, и он опять вернулся к лирике.

В 8 г. до н. э. Меценат умер, а Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Творчество Горация, замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, - одна из вершин римской литературы, которую он обогатил новыми для нее размерами греческой лирики.

«Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674 г.). В России ода Горация «Памятник» была переведена М.В. Ломоносовым; ее переложили Г.Р. Державин, А.С Пушкин, В.Я. Брюсов. Стиотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил…» -вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Горация