Что такое керамик по истории. Виды керамики

Виды керамики

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор , полуфарфор , каменная керамика , фаянс , майолика . Основной вид грубой керамики - гончарная керамика . Кроме того, различают керамику карбидную (карбид вольфрама , карбид кремния), алюмооксидную , циркониевую (на основе ZrO 2), нитридную (на основе AlN) и пр.

История

Индейская керамика

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком искусственным материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины . Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура) . Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера , хранящаяся в Моравском музее в Брно .

Найденные в 1993 году горшки из пещеры Сяньжэньдон (англ. ) в провинции Цзянси на юго-востоке КНР были слеплены 20-19 тыс. лет назад . Черепки от остроконечного сосуда, найденные в пещере Юйчаньянь (англ. ) в провинции Хунань на юго-востоке Китая, датируются возрастом 18,3-17,5 тыс. лет назад .

Древнейшая керамическая посуда (12 тыс. л. н.) в России обнаружена в Забайкалье (на археологических памятниках усть-каренгской культуры ) и на Дальнем Востоке (громатухинская , осиповская , селемджинская культуры; см. Сибирский неолит).

Керамика с толстым слоем растительного воска и жирного осадка с ливийских местонахождений в Сахаре Юан Афуда (Uan Afuda ) и Такартори (Takarkori) датируется периодом 8200-6400 лет до н. э.

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит - ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

Древнейшие виды керамики - это разнообразные сосуды, а также пряслица , ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась - наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний - с более низким её содержанием и твёрдый - совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор .

Изготовление гончарных форм с использованием и без использования гончарного круга


Ручной и ножной гончарные круги


Намотка глиняного жгута и сглаживание поверхности кувшина

История появления керамики на Руси

Заметной отраслью древнерусского городского гончарства было изготовление поливной посуды. Образцы ее находят обычно при раскопках городов, ее почти нет в сельских поселениях и совсем мало в составе курганных инвентарей. Поливная керамика древнерусского производства конца X - XI в. сосредоточена преимущественно в южнорусских городах - Киеве, Чернигове, Вышгороде. Любече, т.е. в древнейших центрах древнерусского государства. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.

При раскопках М.К. Каргера в усадьбе София Киевской вместе с обычной круговой керамикой XI в. были найдены обломки поливных блюд из белой глины, похожие на византийские блюда со штампованным орнаментом, но вполне своеобразные: характерный «рельсовидный» венчик византийских блюд (IХ-ХI) заменен горизонтально отогнутым венчиком; блюда покрыты пятнами зеленой поливы - это подражание византийским образцам. Русское происхождение этих блюд не вызывает сомнений: они сделаны из местного сырья. Однако подражание византийской керамике свойственно только первым мастерам поливного дела на Руси. Основная масса белоглиняной посуды по форме аналогична обычной круговой керамике древнерусских городов: это кувшины и горшки разных форм.

Фрагменты белоглиняных поливных кувшинов были найдены в слоях XI в. в Киеве при раскопках близ Софийского собора, не территории Киево-Печерской лавры, в Любече, в Чернигове, в Вышгороде. Городске. У них было шаровидно-вытянутое тулово, отделенное от горла на-лепным валиком (Макарова Т.Н., 1967. Табл. XIII).

Поливные горшки повторяют простую посуду того времени. Обычно это небольшие горшочки с прямым или слегка отогнутым венчиком. Особенностью бело-глиняной керамики является плотная непрозрачная полива, яркозеленая, реже - желтая. Такая посуда найдена в небольшом количестве в Вышгороде, Чернигове, Городске, В с. Волосском Днепропетровской области там же.

Белоглиняная поливная керамика все же сравнительно малочисленна. С ХП в. во многих городах Руси стали изготовлять поливную посуду из местных светложгущихся глин, дающих после обжига черепок серого цвета. Где такой глины не было, использовали красножгущуюся глину. Перед нанесением поливы сосуд покрывали ангобом - слоем глины более светлой, чем основная.

Есть поливная посуда и в Новгороде. Ее отличает пятнистость поливы, зеленой с желтыми или коричневыми пятнами. Это в основном горшки, близкие по форме новгородской посуде ХII-ХIII вв. Самые ранние из них встречаются и слоях ХI-ХII вв., керамика все с той же пятнистой полиаой продолжала бытовать и в ХIV-ХVII вв.: это горшки, водолеи, игрушки. Не был утрачен в Новгороде и способ получения поливы с металлическим блеском; помимо писанок (Макарва Т.И., 1966. С, 141-145), здесь в ХII-ХIII вв. производили плитки с надглазурной росписью белгородского типа, от которых они отличаются синеватым или красноватым оттенком фона и металлическим блеском поливы.

Представление о поливной керамике северных областей Руси дают находки в Белоозере. Наряду с привозной керамикой из Киева здесь найдены вполне своеобразные тонкостенные сосуды с жидкой пятнистой зеленой поливой, писанки, погремушки, костяшки от счетов (Голубева Л.А.. 1973. С. 167-169. Рис. 60, 2, 3).

По находкам в Новгороде ясно, что традиции поливного дела после ХIII в. утрачены не были. Подтверждается это и материалами из Москвы и Подмосковья. В московских слоях домонгольского времени встречаются отдельные обломки поливной керамики из серой глины… Вероятно, производство поливной керамики в Москве было достаточно развито уже в середине XIV в. Роль киевских традиций в нем несомненна (Авдусина Т.Д., Владимирская Я.С.. Панова Т.Д.. 1984. С. 48-50).

Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История керамики разделилась на общеевропейкую в Великом княжестве Литовском, Руськом Жемойтском и иных и в Московии, сместившись из южных регионов в северные и западные пограничные города. В московских землях изразцовое искусство Древней Руси было уничтожено, погибли множество произведений русских гончаров IX-XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая - жёлтая, уцелела только в Новгороде), более простым стал орнамент.

Отдельное направление русской, а затем и современной российской керамики, составляет гжель (по имени города). Эти изделия исполняются в бело-синем стиле.

Прозрачная керамика

Исходные керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол .

Нанокерамика

Технология производства керамических изделий

Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:

  1. Приготовление шликера ;
  2. Формовка изделия;
  3. Сушка;
  4. Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);

Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик , буру .

Приготовление шликера

Приготовление шликера идёт в три фазы:

  1. Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
  2. В первую фазу добавляется глина;
  3. Во вторую фазу добавляется каолин . Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.

Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)

Участок по приготовлению глазури

Глазури - глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на керамическом черепке слоем толщиной 0,12 - 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы покрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.

В состав глазури входит тонко измельчённый циркон , мел , белила . В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.

Формование

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно очищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.

Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объёма.

После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).

Ручная обработка изделий

После формования изделия поступают в цех ручной обработки.

После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.

После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.

См. также

  • Музей Гардинера - полностью посвящён керамике

Содержание статьи

КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

ТЕХНИКИ

Материал.

Основным материалом для производства керамики является глина . Добытая глина обычно смешана с песком, мелкими камнями, остатками сгнивших растений и другими инородными веществами, которые должны быть полностью удалены, чтобы глина стала годной к употреблению. Сегодня, как и в древние времена, это делается путем смешивания глины с водой и отстаивания смеси в большой ванне. Грязь оседает на дно, а верхний слой глины и воды откачивается или вычерпывается в примыкающий резервуар. Затем процесс повторяется, иногда несколько раз; глина очищается с каждым последующим осадком, пока не будет получен материал нужного качества.

Очищенная глина до ее использования хранится во влажном состоянии в закрытых помещениях. Выдержка глины в течение нескольких месяцев значительно улучшает ее рабочие качества, позволяя глине сохранять форму в процессе создания изделия, оставаясь податливой и пластичной. Свежую глину часто соединяют со старой, из предшествующей смешанной партии; это усиливает бактериальную активность и, по-видимому, улучшает качество материала.

Любое формованное в глине изделие претерпевает некоторую степень сжатия, как во время просушивания, так и в процессе обжига. Для равномерного высыхания и минимального сжатия в глину добавляют грубо притертые кусочки терракоты, обычно гончарный лом. Это также увеличивает прочность глины, сокращая возможность ее резкой усадки во время формовки.

Формовка.

Лепная керамика.

Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной ок. 5000 до н.э., в эпоху раннего неолита , была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы. Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, которая и сегодня используется некоторыми гончарами, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке.

Ленточная керамика.

Более поздним изобретением была техника кольцевой лепки, при которой сосуд выстраивался из нескольких глиняных полос. Плоское, вылепленное от руки глиняное основание окружали толстой полосой, а затем давлением и разглаживанием достигали прочного соединения основания и ленты. Остальные полосы добавляли до тех пор, пока горшок не приобретал желаемую высоту и форму. Для облегчения процесса выстраивания и выглаживания стенок внутрь горшка иногда клали округлый камень, а снаружи поверхность обрабатывали лопаткой. В этой технике изготавливали прекрасную глиняную посуду со стенками одинаковой толщины. Метод ленточной керамики напоминает технику плетения корзин из длинных волокнистых веревок (или лыка), и, возможно, техника ленточной керамики ведет свое происхождение именно от этого метода.

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом. Ленточным методом изготавливали большие кувшины для хранения продуктов даже после изобретения гончарного круга.

Гончарный круг.

Изобретение гончарного круга относится примерно к концу IV тыс. до н.э. Его применение не сразу получило широкое распространение; некоторые регионы усвоили новую технику значительно раньше других. Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять около 3250 до н.э. В Египте он использовался уже к концу II династии, около 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Древний гончарный круг был тяжелым, прочным диском из дерева или терракоты. На нижней стороне диска было углубление, которым он насаживался на низкую фиксированную ось. Все колесо уравновешивалось так, чтобы вращаться без шатания и вибрации. В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание. Ножной гончарный круг, по-видимому, не применялся до времен Рима. В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Процесс изготовления горшка на гончарном круге начинается с вымешивания глины с целью удаления пузырьков воздуха и превращения ее в однородную, пригодную для работы массу. Затем глиняный шар помещают в центр вращающегося круга и придерживают согнутыми ладонями до тех пор, пока не выровняется ход круга. Вдавливанием большого пальца в середину глиняного шара формируется кольцо с толстыми стенками, которое постепенно вытягивается между большим и остальными пальцами руки, преобразуясь в цилиндр. Цилиндр этот затем по желанию гончара может раскрываться в форме чаши, вытягиваться наподобие длинной трубы, уплощаться в тарелку или закрываться, создавая сферическую форму. В конце готовое изделие «срезают» и ставят для просушки. На следующий день, когда глина высохнет до твердой корочки, сосуд опрокидывают в центр круга вверх дном. На вращающемся круге оттачивают, или зачищают, форму, срезая ненужную часть глины, для чего обычно используют инструменты из металла, кости или дерева. На этом формовка изделия заканчивается; сосуд готов для украшения и обжига. Ножка и другие части сосуда могут выделываться и обтачиваться отдельно и затем прикрепляться к тулову сосуда глиняной обмазкой – жидкой глиной, используемой гончаром в качестве скрепляющего материала.

Литье.

Техника литья используется для создания серийной керамики. Сначала по образцу, который должен быть воспроизведен, изготавливается гипсовая форма. Затем в этот шаблон вливается жидкий глиняный раствор, называемый литейным раствором. Его оставляют, пока гипс не впитает влагу из раствора и оседающий на стенках матрицы слой глины не затвердеет. На это уходит примерно час, после чего форма перевертывается и оставшийся раствор выливается. Полая глиняная отливка дорабатывается вручную и затем обжигается.

В древние времена мягкую, податливую глину вжимали в форму рукой, а не вливали, как в технике литья. Производственный процесс начинался с формовки самой модели. Выполненный мастером глиняный образец (патрикс), создавался в расчете и на конечное применение вазы, и промежуточные производственные этапы. В большинстве этих вылепленных ваз лепная часть присоединена к детали, например устью, сформованной на гончарном круге. Поэтому изготовление патрикса ограничивали только этой лепной частью.

Обжиг.

Техника обработки просушенной глины жаром для превращения ее из мягкого хрупкого вещества в твердый стекловидный материал была открыта ок. 5000 до н.э. Открытие это, несомненно, было случайным, возможно, результатом устройства очага на глиняном основании. Вероятно, когда огонь потухал, люди замечали, что глиняное основание очага стало чрезвычайно твердым. Первый изобретательный гончар мог повторить этот феномен, слепив что-нибудь из мягкой глины и положив в огонь, и затем убедиться, что огонь не повредил его изделию, а напротив, придал ему твердую, устойчивую форму. Так могла появиться техника керамического обжига.

Первобытные методы.

Древние гончары не применяли печи; они собирали просушенные глиняные сосуды в небольшую кучу и покрывали каким-либо имеющимся в распоряжении горючим материалом: деревом, древесным углем, хворостом, соломой или сухим навозом. Среди сохраняющих первобытнообщинный строй племен Африки и Северной и Южной Америки эта практика сохраняется по сей день. Поскольку в куче горшков температура неодинакова и некоторые из них не нагреваются до спекания глины, этот тип обжига дает неравномерные результаты и является причиной непригодности керамических изделий. Когда непропекшиеся горшки наполняются водой, они размокают и вновь превращаются в мягкую глину. Цвет этой керамики непредсказуем, так как некоторые участки полностью подвергаются процессу окисления, а некоторые – в значительно меньшей степени. Поэтому одни изделия оказываются коричневато-красными, а другие – сероватыми или черными.

Печь.

Это специально построенная камера для обжига керамики, позволяющая гончару лучше управлять этим процессом, чем в случае обжига на открытом огне. Обычно топка отделена от места расстановки посуды. Для управления огнем, размещения и передвижения изделий, наблюдения за обжигом и регулировки тяги воздуха в печи предусмотрены отверстия.

На первой стадии обжига из глины постепенно удаляется влага. Обжиг ведется медленно, чтобы избежать растрескивания изделий. Когда температура достигает 600° С, глина полностью обезвоживается. Она приобретает равномерный красный цвет и хрупкий, пористый и абсорбирующий (способный к всасыванию) черепок. В процессе второго обжига, после глазирования, температура достигает 600–900° С. Если во время обжига в печь свободно поступает воздух, то глина окисляется и все углеродистые вещества удаляются. Если в печи воздух отсутствует, то глиняный черепок будет черным, «восстановленным».

Декор.

Существует три типа декора: подглазурный, глазурный и надглазурный. Глазури представляют собой гладкие стекловидные покрытия, приготовленные из смесей таких неорганических веществ, как свинец, кремень, полевой шпат или известь.

Подглазурный декор.

Как подразумевает само название, подглазурный декор накладывается на изделие до его покрытия прозрачной глазурью. Краски изготавливаются с применением оксидов кобальта, никеля, хрома, марганца, железа и др., придающих глазури нужные цвета. Оксиды смешиваются с веществами, которые в последующей горячей обработке должны плавиться, скрепляясь таким образом с черепком. Декор наносится росписью от руки, переведением рисунка методом декалькомании, шелкографии (т.е. с использованием в качестве трафарета шелковой сетки) или распылением краски через трафареты других типов. Метод декора, называемый сграффито, заключается в том, что вся поверхность изделия закрашивается ангобом (жидкой глиняной обмазкой) иного, чем само изделие цвета, а затем сквозь это покрытие процарапывается задуманный узор. Подглазурный декор чрезвычайно прочен, так как защищен от износа и химического воздействия покрывающей его глазурью.

Глазурный декор.

Этот широко распространенный тип декора представляет собой просто покрытие изделия цветной глазурью. Довольно трудно создавать четкие контуры рисунка самой глазурью из-за того, что в процессе обжига глазурь плавится и растекается. Однако наложение глазурей разного цвета, которые во время обжига отчасти стекаются вместе, создает интересные декоративные эффекты.

Надглазурный декор.

В этом случае пигменты, составленные из красящих оксидов и материалов, оставляющих металлический осадок, накладываются поверх обожженной глазури. Поскольку надглазурные краски обжигаются при довольно низких температурах (700–870° С), может быть использовано множество красящих веществ, которые не выдерживают более высоких температур, необходимых для подглазурного обжига. Металлический декор состоит либо из солей металлов, либо из очень мелких металлических частиц с каким-либо связующим, образующим подходящую для росписи или шелкографии консистенцию. В процессе обжига связующее улетучивается, оставляя на поверхности изделия металлическую пленку. Если эта пленка очень тонкая, частички металла имеют не столько металлический, сколько перламутровый оттенок; такое покрытие называется люстром. Цвет люстра может варьироваться применением различных металлов. Если пигмент наносится более толстым слоем, получается сияющая металлическая поверхность, для получения которой обычно используют золото, серебро и платину. Пигмент, содержащий распыленные частицы металла, обычно наносят довольно толстым слоем, используя метод шелкографии, так получается наиболее прочный металлический декор. Поскольку после обжига поверхность таких изделий получается тусклой, их следует полировать.

ТЕРРАКОТА; статьи по керамикам стран мира.

«Керамик» и «керамика» - эти два понятия часто объединяют те, кто не глубоко внедрялся в вопрос строительства, ремонта и выбора посуды. Но если начать разбираться с этим вопросом, то выяснится, что два вышеизложенные слова имеют совершенно разные значения.

Давайте разберемся что такое «керамик» и чем это слово отличается от керамики. А также узнаем сферы применения такого материала в современном мире.

Что такое «керамик»?

Многие говорят «керамик», при этом имея в виду стройматериал под названием керамика. Но это является ошибкой, поскольку последний термин возник именно от «керамик».

А это слово греческого происхождения, в переводе на русский звучит как «квартал гончаров», именно так назывался один из кварталов древних Афин, находившийся в северо-западной части города и был разделен стеной на две части. В той части, которая находилась за пределами столицы Греции, хоронили погибших воинов.

А вот в городской - жили мастера гончарного дела, которые изготавливали различные кухонные и декоративные принадлежности из обожженной глины, славившиеся своим качеством и разнообразием исполнения.

Что такое «керамика»?

Керамика - это природный материал (глина), которая поддается термической обработке, то есть обжигу на огне, вследствие чего приобретает прочность и ряд других позитивных свойств, которым удалось завоевать расположение человека.

Из этого материала изготавливают различные вещи обихода: посуду, украшения, стройматериалы, вообще область применения изделий из керамики очень обширная.

Итак, что такое «керамик» и «керамика» мы выяснили. Далее попробуем разобраться в разновидностях последней, поскольку керамика является основой многих материалов, в зависимости от калибра зернистости, состава и способа изготовления керамика делится на немалое количество видов.

К самым популярным можно отнести фаянс, фарфор, полуфарфор, майолика, гончарная и теплая керамика, которые нашли свое применение в различных областях, в том числе и строительстве.

С развитием технического прогресса разнообразие стройматериалов удивляет своей широтой и сочетанием полезных качеств. Но есть и такие материалы для стройки, возраст которых почти что древний, но в современной обработке они получают новую жизнь и огромную популярность среди застройщиков. Таким материалом является сохраняющая тепло керамика.

Новый вид кирпичей

Всем известен старый-добрый кирпич, из которого в недалеком прошлом столетии, да еще и сейчас возводят стены и ограждения. У этого стройматериала ряд минусов, одним из который является степень теплозащиты зданий, стены, выполненные из такого стройматериала, требуют обязательного утепления для достижения оптимального сбережения тепла в доме.

Другое дело - глиняный кирпич или, иными словами, теплокерамика, которая обладает прекрасными техническими характеристиками: высокая степень звукоизоляции, теплосбережение, долговечность и прочность. К тому же этот материал влагонепроницаем, благодаря обжигу керамики и покрытия ее специальным раствором.

Еще одно преимущество - экономичность: сокращает время, которое требуется для выполнения работы, а также объем раствора сокращается примерно в пять раз, сравнительно с кладкой обычного кирпича.

Плитка из керамики

Еще одним незаменимым материалом из керамики в стройке и ремонте является керамическая плитка, без которой невозможно представить ванную комнату, туалет или кухню.

Такие плитки - это изделия, которые производят из смеси разных сортов глины, с добавлением других природных компонентов, спрессованных и обожженных при высоких температурах.

В результате получается огнеупорный, гигиеничный, эстетичный материал для ремонта. Кроме того, керамическая плитка часто обладает морозостойкостью (при добавлении определенных компонентов) и используется для отделки фасадов зданий, облицовки полов и стен, отделки бассейнов, цоколей, каминов.

В наше время все больше застройщиков и простых владельцев недвижимости желают приобрести такую плитку.

"Нефрит-Керамика" - неплохой вариант для приобретения такого стройматериала, ведь этот производитель керамической плитки, а также элементов декора из различных природных материалов входит в первую пятерку в Российской Федерации по производству плитки из керамики.

Компания "Нефрит-Керамика" предоставляет широкий выбор продукции для строительства и отделки, изготовленной из натуральных, экологически-чистых и качественных материалов с целью сохранения здоровья и хорошего настроения своих клиентов.

Производство имеет ведущее оборудование машиностроительных компаний европейских компаний.

В этой статье мы попробовали коротко и понятно рассказать о том, что такое «керамик», «керамика», виды керамики, а также разновидность ее применения в жизни человека.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра истории и теории искусств


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История керамики» на тему:

«Керамика. Основные виды керамики»


Выполнила:

Студентка группы 1-ДЗ-41

Направление подготовки 073900. 62

«Теория и история искусств»

Политыко Татьяна Андреевна


Санкт-Петербург - 2013 г.


1. Введение


Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью - казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но, к счастью, ещё тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы - глины.

Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера <#"justify">-изучить теорию по теме «Керамика. Основные виды керамики»;

-проанализировать полученную информацию;

Сделать выводы.

Выбранная мною тема была и будет актуальна до тех пор, пока существует керамика, её создатели, исследователи и ценители.


2. Керамика


2.1 Этимология


Слово «керамика» берёт своё начало в Греции: древнегреческие слова «keramos», что означает «глина», а так же «keramike» - гончарное искусство, сочетаясь, дают нам этот термин. Общий смысл его подразумевает любые глиняные изделие, подвергнутые тепловой обработке, чаще всего обжигу.


2.2 Появление


Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот незадача: посуда из необожжённой глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костёр, становилась твёрдой, как камень и не размывалась дождями. Возможно, именно это наблюдение натолкнуло человека обжигать посуду в костре.

Как бы то ни было, но обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который впоследствии получил название керамики.

Как и другие подобные открытия, керамика не является изобретением какого-либо одного народа - её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, но это не исключает дальнейшего взаимодействия.

Формы посуды развивались соответственно потребностям быта и художественным традициям народов. Так, например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоскому поду печи и столу. У каждого народа были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, которую оставляли с естественной фактурой и цветом глины или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига, расписывали, покрывали ангобом <#"justify">2.3 Основные инструменты


В арсенале современного гончара имеется достаточно много различных приспособлений. (илл.№5)

Одними из главных инструментов являются стеки, которые иногда называют «длинными пальцами». Стеки предназначены для производства самых мелких работ при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий.

Деревянными или костяными ножами и скребками обрабатывается поверхность. Почти все мастера используют в своей работе обычную речную гальку, при помощи которой стенки сосудов не только выравниваются, но и подвергаются лощению. Для декорирования керамики используются металлические и деревянные палочки, кисти, пипетки, аэрографы, а также другие специальные приспособления.

Кроме всего вышеперечисленного, самыми необходимыми и распространенными являются шаблоны, клюшки, колотушки, струна, ложки, скалки, различные ножи (как обычные, так и специальные гончарные) циркули и кронциркули и др.

Следует отметить, что до сих пор большую часть инструментов для обработки и декорирования сосудов, мастер изготавливает сам. В том числе и самые крупные, сложные в создании: гончарный круг и горн.


2.3.1 Гончарный круг

Рассказывая о керамике, невозможно обойти вниманием один из важнейших её инструментов - гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось.

Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тысячелетии до нашей эры. Приблизительно в это же время он начал применяться в Иране и Индии. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э.

Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную. Это позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня и т.п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле. Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась. Уже в III тысячелетии до н.э. появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Позже появились механические - с «ножной» конструкции, а потом технический прогресс представил нам электрические гончарные круги - такое устройство не требует физических усилий, но предполагает достаточно высокий уровень мастерства, так как обладает высокой скоростью вращения.


2.3.2 Гончарный горн

После того как сосуды снимали с круга, их подвергали обжигу. До появления данного приспособления, тепловую обработку проводили костровым способом, или в печи. Но это имело свои недостатки. И только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, давал полную прокалённость всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.

Гончарный горн - печь для обжига керамических изделий. Обжиг осуществляется горячими газами, получаемыми при сгорании топлива; для полного обжига нужна равномерная температура, не ниже 700-900°C, что невозможно на костре и в домашней печи. Горн появился в странах Древнего Востока (Двуречье, Египет) примерно в третьем тысячелетии до н.э.


2.4 Обработка глины, процесс создания изделия


«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре…» - герой этой загадки обычный глиняный горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.


2.4.1 Карьерные работы («на копанце»)

Карьерные работы включают добычу, транспортировку и хранение промежуточного запаса глины. Вылеживание замоченной глины, ее вымораживание в течении годичного срока на открытом воздухе разрушает природную структуру глины, что повышает пластичность и формовочные свойства керамической массы.


2.4.2 Механическая обработка («на топтанце»)

Механическая обработка глины осуществляется вручную или с помощью глинообрабатывающих машин, чтобы исключить из массы разные излишки (чаще камушки), и получить необходимые формовочные свойства.


2.4.3 Формование («на кружале»)

Существуют следующие основные способы формовки: способ литья, пластический способ - свободная лепка, формование на гончарном круге, ручной оттиск в форме, формование по вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика, полусухой и сухой способы. Их различают по количеству содержащейся воды.


2.4.4 Сушка

Сушкой называют процесс удаления влаги из материалов испарением. Сушка необходима для придания сырцу механической прочности и подготовки его к обжигу. Наиболее распространены конвективный и радиационный способы сушки.


2.4.5 Обжиг («на пожаре»)

Обжиг завершает изготовление керамических изделий. В процессе обжига формируется их структура, определяющая технические свойства изделия. Часто именно обжиг создает непредсказуемость результата: во время обжига краски меняют не только свою текстуру, прочность, но и цвет.

Раньше, чтобы сосуд не впитывал влагу, он должен был побывать на «обваре», для чего его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Постепенно обваривание стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла - так называемой глазурью, или поливой.


3. Виды керамики


Основными технологическими видами керамики являются терракота <#"justify">3.1 Терракота


Терракота - разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазированных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Терракота изготовляется из особых, довольно широко распространённых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру: от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой, и цвет <#"justify">3.2 Майолика


Майолика - это вид тонкокерамических изделий из обычной коричневой глины, которая известна с эпохи неолита. В изломе обожженный черепок майолики природного «глиняного» цвета от светло-коричневого до рыжеватого оттенка. Водопоглощение майолики с белым черепком - 12%, с цветным - 16%. Для майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками. В технике майолики создаются как декоративные панно <#"justify">3.3 Фаянс


Фаянс - тонкокерамические изделия с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Он способный поглощать до 9-12% воды. Для изготовления фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины (каолин) с добавлением мела, кварцевого песка и др. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, за счёт чего выглядит более тяжёлым (общая пористость 26-30%). Фаянс представлен в основном столовой посудой,причём около 70% изделий составляют тарелки. Также из него создают художественно-декоративные изделия, по большей части вазы для цветов, декоративные настенные тарелки и сувениры. Ввиду своей относительно высокой твёрдости, высшим сортом фаянса считается опак.

Своё название фаянс получил от наименования итальянского города Фаэнца («Faenza»), славившегося производством таких изделий. Примечательно, что во Франции <#"justify">3.4 Фарфор


Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Как майолика и фаянс относится к тонкокерамическим изделиям. От так схожего на первый взгляд с ним фаянса, он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Черепок его плотный и наиболее тонких местах прозрачный. Водопоглощение у фарфора совсем небольшое - до 0,2 %. Это непористая керамика. Состоит он из смеси различных сортов глины (в большей степени - высококачественный каолин) с песком, полевым шпатом и т.п. и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Глазурь <#"justify">В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури то образуется особый вид фарфора - бисквитный. Фарфор фриттованный - хорошо просвечиваемый мягкий фарфор. Французский, английский, европейский, восточный, полуфарфор - голова кругом идёт от количества разновидностей фарфора. Но, несмотря ни на что, самым качественным и ценным в обществе считается китайский фарфор.

керамика гончарный фаянс фарфор


Заключение


Изучив большое количество материала об истории и видах керамики, я сделала следующие выводы:

.В своих наилучших образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов;

.Распространённость керамики и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на изделиях орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником;

.Огромное множество предметов, окружающих нас в повседневной жизни являются керамическими изделиями. Глину и керамику применяют в медицинских, химических, строительных, архитектурных, высокотехнических целях.

.Искусство керамики - одно из наиболее древних, здесь накоплен опыт многих тысячелетий. Уникальность сырья, многообразие методов формования и декорирования, многостадийность керамической технологии делают её достаточно сложным предметом для изучения.

.Несомненно, закреплять теоретические знания по данной теме необходимо на практике. Во-первых, когда начинающий мастер хотя бы единожды выполнит работу самостоятельно, техника будет уже не только в его голове, но и в руках. Кроме того, большим плюсом будет развитие тактильных ощущений у детишек, фантазии и усидчивости у взрослых. Во-вторых, процесс создания керамических изделий, независимо от их принадлежности к кому-либо виду, является чудесным релаксирующим и одухотворяющим лекарством.

.Керамика - интересный, нужный и действительно изящный вид художественного искусства, достойный изучения и восхищения.


Источники


1.Г.Я. Федотов «Большая энциклопедия ремёсел» - М.: «Эксмо», 2008. - 608с.

.О.Е. Базилевич «Производство гончарной посуды» - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1994. - 49с.

.У.Д. Кингери «Введение в керамику» - 2.е изд. - М.: Издательство литературы по строительству, 1967. - 503с.

4.С. Мэрилин «Керамика. Энциклопедия» - М.: «Арт-народник», 2012. -192с.

5.www.ceramics-pottery.ru

6.www.kefa.ru <#"justify">Список иллюстраций


1.Вестониская Венера. Вестониц, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.

.Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э.

.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

.Некоторые гончарные вспомогательные инструменты

Гончарный круг

Гончарный горн

.Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210 - 209 гг. до н. э.

.Мадонна с младенцем. Лука делла Роббиа. Флоренция, 1455 г

.Навкратийский кубок из Ольвии. 6в. до н. э.

11.Фарфоровая ваза <#"justify">.

Альбом иллюстраций

1.ВестоницкаяВенера. Вестониц, Моравия, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.


2. Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э. С лева на право: девушка с тамбурином, девушка с цветочной гирляндой, юноша, сидящий на скамье.

3.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

4.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

Некоторые вспомогательные инструменты

6.Гончарный круг

7.Гончарный горн

Терракота. Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210-209 гг. до н. э.

10. Фаянс Навкратийский кубок из Ольвии. VI в. до н. э.

11. Фарфор Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин . Китай, 17 - 19 век


Керамика

КЕРА́МИКА -и; м. [греч. keramikē]

1. Гончарное производство, гончарное искусство. Специализироваться в керамике.

2. собир. Изделия из обожжённой глины. Античная к. Выставка керамики.

3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия. Изделия из керамики.

Керами́ческий, -ая, -ое. К-ые изделия. К-ая ваза. К-ие плитки. К. завод, цех. Кера́миковый, -ая, -ое. К-ое производство.

кера́мика

(греч. keramikē - гончарное искусство, от kéramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительный, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры. Керамика известна с эпохи неолита (первые находки - 8-е тысячелетие до н. э. в Гандж-Даре, Иран).

КЕРАМИКА

КЕРА́МИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), обширная по составу группа диэлектрических материалов, объединенных общностью технологического цикла. В настоящее время под словом керамика понимают не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.
Состав керамики
Керамический материал состоит из нескольких фаз. Основными фазами являются кристаллическая (одна или несколько) и стекловидная. Кристаллическая фаза определяет характерные свойства керамического материала и представляет собой химические соединения или твердые растворы этих соединений. Основные физические свойства керамики - электрические, пьезоэлектрические, магнитные, температурный коэффициент линейного расширения, механическая прочность - во многом зависят от особенностей кристаллической фазы. Стекловидная фаза находится в керамическом материале в виде прослоек, связывающих кристаллическую фазу. Количество стекловидной фазы и ее состав определяют в основном технологические свойства керамики - температуру спекания, степень пластичности керамической массы при формовании. От содержания стекловидной фазы зависят также плотность, степень пористости и гигроскопичность материала. Наличие газовой фазы (газы находятся в закрытых порах) обусловлено способом обработки массы и приводит к снижению механической и электрической прочности керамических изделий, а также вызывает диэлектрические потери при повышенных напряженностях поля вследствие ионизации газовых включений. Поры ухудшают свойства керамики, особенно при повышенной влажности.
Преимуществом керамики является возможность получения заранее заданных характеристик путем изменения состава массы и технологии производства. Керамические материалы благодаря таким свойствам, как высокая нагревостойкость, отсутствие у большинства материалов гигроскопичности, хорошие электрические (пьезоэлектрические, сегнетоэлектрические) и магнитные характеристики при достаточной механической прочности, стабильности характеристик и надежности, стойкость к воздействию излучения высокой энергии и использование достаточно дешевого и доступного сырья обеспечило их широкое применение в различных областях.
В зависимости от назначения керамики получение заданных свойств изделий достигается подбором сырьевых материалов и добавок и особенностями технологии. Основным сырьем в керамической промышленности являются глины (см. ГЛИНА) и каолины (см. КАОЛИН) вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) (главным образом микролин) и кварц (см. КВАРЦ) . Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства различных видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и различных соединений.
Производство керамики .
Технологическая схема керамического производства в качестве обязательных включает в себя следующие операции:
- тонкое измельчение и тщательное смешивание исходных компонентов;
- пластификация массы и образование формовочного полуфабриката;
- формование заготовок из пластифицированной массы;
- спекание изделий (высокотемпературный обжиг).
Измельчение и смешивание сырьевых компонентов производится в шаровых и вибрационных мельницах. Помол может быть «сухим» или «мокрым». Все измельченные керамические массы по технологическим особенностям разделяют на три группы: пластичные массы (материалы, в шихте которых содержится значительное количество глинистых веществ), малопластичные массы (материалы с малым количеством глинистых веществ), непластичные массы (материалы из безглинистой шихты). Состав шихты (см. ШИХТА) определяет в значительной мере технологию приготовления массы к формованию.
Полученная шихта пластифицируется органическим пластификатором (см. ПЛАСТИФИКАТОРЫ) .
Формование изделий осуществляют методом прессования, пластической протяжкой (выдавливанием) через мундштук или горячим литьем под давлением. Выбор способа формования определяется техническими, экономическими и технологическими факторами, главными из которых являются форма, размер и точность детали, количество изготовляемых деталей и технологические свойства применяемых масс.
Например, крупногабаритные изделия сложной конфигурации формуют путем литья жидкой керамической массы (водного шликера) в гипсовые формы, которые разбивают при извлечении заготовок. Преимущественно формуются из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах хозяйственный фарфор и фаянс. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезокерамика (см. ПЬЕЗОКЕРАМИКА) , керметы (см. КЕРМЕТЫ) и др. виды технической керамики в зависимости о их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.
Прессование заключается в получении изделия из сыпучей массы под действием внешнего давления. Прессование может быть «полусухое изостатическое», «мокрое», «гидростатическое», «горячее». Горячее прессование применяют для изготовления беспористых изделий с контролируемым размером зерен (до 0,1 мкм), отличающимися повышенной прочностью и плотностью, что улучшает, например, в случае изготовления феррокерамики, магнитные характеристики: магнитную проницаемость, индукцию, время перемагничивания. Особенно пригодным является этот метод при изготовлении ферритов для магнитных головок устройств магнитной записи и воспроизведения звука - и видеосигналов, ферритов СВЧ - диапазона и пьезокерамики, которые невозможно изготовить обычными методами. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Спекание изделий проводят в муфельных или туннельных электрических печах при температуре 1300 о С и выше. При спекании происходит выжигание пластификатора, завершаются химические реакции между компонентами. За счет слияния частиц фиксируется форма изделия, материал приобретает необходимую механическую прочность и заданные физические и электрические свойства. В зависимости от состава материала спекание (обжиг) может производиться не только в окислительной, но и в нейтральной и даже в восстановительной среде. Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. В процессе обжига вследствие испарения влаги, выгорания пластификатора и уплотнения материала происходит усадка изделий, т.е. уменьшение их размеров, но возрастают их механическая прочность и плотность. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 о C), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой.
По применению керамику подразделяют на строительную керамику , бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику , радиотехническую керамику , теплоизоляционную керамику (керамзит (см. КЕРАМЗИТ) , пенокерамика (см. ПЕНОКЕРАМИКА) и др.) и огнеупоры.
По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор (см. ФАРФОР) , пьезо - и сегнетокерамика , керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс (см. ФАЯНС (керамика)) , терракота (см. ТЕРРАКОТА) , майолика (см. МАЙОЛИКА) и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).
ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ Древнейшая керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ) (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита (см. НЕОЛИТ) широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.
В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.
В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури (см. ГЛАЗУРЬ) пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины - каолина (см. КАОЛИН) уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс (см. ФАЯНС (керамика)) .
Прекрасная обожженная керамика используется для отделки зданий (ворота Иштар (см. ИШТАР) в Вавилоне (см. ВАВИЛОН) ). Хараппская цивилизация (см. ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) использует кирпичные плитки для мощения полов.
Античная керамика
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий (см. ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ) , стиль - орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.
В 6 в. до н. э. складывается так называемый чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.
Композиция росписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкой обобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.
Высокого уровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительные женские фигурки, выполненные из терракоты (см. ТЕРРАКОТА) в Танагре, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.
Римская керамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума - центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложные архитектурные детали.
Керамика стран Дальнего Востока
Древнейшие глиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. в Китае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередь изобретением фарфора (см. ФАРФОР) , который появился в результате совершенствования технологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центров изготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина, полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) , а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посуда отличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.
В 14 в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной и белой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. С формированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесь появились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Среди японских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия с прозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.
Керамика Среднего и Ближнего Востока
Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром (см. ЛЮСТР) , тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.
Западноевропейская керамика
В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий с оловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центр изготовления - Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже под названием «майолика» (см. МАЙОЛИКА) . Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».
В Нидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в. Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий, производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия». Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетская фабрика - аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.
Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 в. - знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» - покрытые поливами декоративные блюда Бернара Палисси (см. ПАЛИССИ Бернар) .
Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса (см. КАМЕННАЯ МАССА) . Первенство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 в. Центрами производства изделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург. Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу и получили более прочный черепок.
Самого большого успеха добился английский керамист Дж. Веджвуд (см. ВЕДЖВУД Джозайя) , который на основе каменной массы, изобрел более качественные фаянсовые массы - базальтовый черепок, кремовую массу и «яшмовую массу», из которой изготавливались знаменитые синие вазы с белым рельефом в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 в. немецким химиком Иоганном Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире - мейсенский (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР) . Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.
С середины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР) , выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо (см. РОКОКО) . В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора - бисквита (см. БИСКВИТ) .
Английский высококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк и стиль.
Российская керамика
После упадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724. Было налажено производство изразцов (см. ИЗРАЗЦЫ) - сначала рельефных, затем гладких с росписью.
В 1744 в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович) было начато производство русского фарфора. В 1765 мануфактура получила более высокий статус и стала называться Императорский фарфоровый завод (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД) , где с конца 18 в. выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, а позднее в стиле ампир (см. АМПИР) . Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Для более массового производства в 1766 в Вербилках Ф. Гарднер (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) основывает частную фабрику, прославившуюся своими жанровыми статуэтками и посудой высокого качества. В деревне Гжель (см. ГЖЕЛЬ) в Подмосковье в 1830-1840-х гг. возникает множество предприятий, использующих преимущества местной глины. В конце 19 в. крупнейшие частные фабрики переходят в руки предпринимателя М. С. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович) (в том числе и гарднеровская фабрика). Его фабрика в Дулеве выпускала массовую продукцию из фаянса и фарфора довольно хорошего качества.
Керамика 20 века
Уже с конца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля: стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот, придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн (см. МОДЕРН) , изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.
В ряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества, возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художники и скульпторы. В мастерских Абрамцева (см. АБРАМЦЕВО) керамика приобретает новые формы, новый колорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) ). Свойственное модерну внимание к декоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики в отделке зданий и интерьеров.
Дизайнеры-функционалисты, начиная с 1920-х гг., стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративности и пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлению фактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури, эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически все крупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан) . Керамика становится важной частью интерьеров.
Развитие технологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становится довольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работах многих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили с восточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славились республики Прибалтики.
В 1953 организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "керамика" в других словарях:

    - (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия

    Керамика - – изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов и других неорганических соединений. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Керамика –… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    керамика - и, ж. 1. Гончарное искусство и производство. БАС 1. 2. собир. Гончарные изделия. Русская керамика. БАС 1. ♦ КерАмики, керАмик мн. Он преимущественно расписывает керамики. 6. 11. 1879. М.Антокольский В.В. Стасову. Нужно еще упомянуть выставку… … Исторический словарь галлицизмов русского языка