Оценка качества дошкольного образования. Доклад «повышение качества дошкольного образования в условиях реализации фгос до Оценка качества образования в соответствии с фгос детский сад

Изменение принципов организации дошкольной образовательной практики обуславливает необходимость проведение систематического и последовательного анализа продуктивности педагогической деятельности и достигнутых результатов, что регламентирует подп. 13 п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». (далее - ВСОКО) - особая организационная модель, являющаяся важной частью управленческой системы детского сада, предусматривающая сбор и последующую оценку основных показателей учебно-воспитательного процесса.

В законодательной базе на данный момент отсутствуют строгие требования к организации ВСОКО, поэтому детские сады вправе реализовывать мониторинговый комплекс с учетом особенностей функционирования учреждения, проводя оценочно-аналитическую работу по таким направлениям:

  • кадровый контроль, предусматривающих осуществление проверок согласно разработанной и утвержденной циклограмме с заблаговременным уведомлением ответственных сотрудников;
  • оценивание условий реализации программного содержания;
  • экспертиза общественного мнения, основанная на сборе отзывов о работе ДОУ у представителей семей и приглашенных специалистов.

Концептуальная и инструментальная основа ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС

Обязанность образовательных организаций по обеспечению качества обучения и воспитания детей, закрепленная на законодательном уровне, в дошкольной образовательной практике вызывает некоторые сложности ввиду отсутствия точных рекомендаций по регуляторным механизмам. В отличие от школ, где проводится анализ соответствия реального уровня знаний учащихся заявленным программным целям, направлено на оценивание комплекса условий реализации выбранных основных образовательных программ. Конечно же, в данном контексте играют большое знание стартовые показатели кадрового, материально-технического, финансового-хозяйственного обеспечения, а также возможности для реализации инклюзии, поэтому в ходе проведения внутренней системы оценки качества образования приходится принимать во внимание множество параметров с учетом специфики условий деятельности конкретного учреждения.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ во время ВСОКО читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
- Что должен знать старший воспитатель о ВСОКО (чек-лист для проверки)
- Проводим интерактивный педсовет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации» (приложение для скачивания)

Многокомпонентность комплекса ВСОКО в детских садах определяет его двойственный характер. С одной стороны, данный управленческий инструмент предусматривает проведение систематических мониторинговых и оценочных процедур для оперативного выявления реальных показателей обеспечения учебно-воспитательного процесса, устранения недостатков. С другой стороны, оценка качества дошкольного образования, проводимая силами детского сада, направлена на отслеживание соответствия содержания повседневной образовательной деятельности нормативным требованиям, установленным на государственном уровне.

Проведение ВСОКО в ДОУ обеспечивается посредством:

  1. Проверки полноты и точности выполнения условий по реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования.
  2. Оценкой укомплектованности учреждения кадрами, профессионального уровня и показателей продуктивности педагогов и непедагогических работников.
  3. Статистикой результативности учебно-воспитательной деятельности.
  4. В ходе изучения текущей и итоговой отчетности, результатов опросов и анкетирования.
  5. Посещения мероприятий, организованных воспитателями для налаживания совместного взаимодействия и сотрудничества со специалистами из других ДОУ, родительской общественностью. Осуществление общественной экспертизы.

Ввиду того, что данные для внутренней оценки качества получают из многочисленных источников, а полученные результаты влияют на организацию всего учебно-воспитательного комплекса, администрация детского сада традиционно испытывает значительные сложности с организацией мониторинговых и оценочных мероприятий. Чтобы обеспечить функционирование ВСОКО в ДОУ в 2019 году , заведующему, опираясь на данные предыдущих отчетных периодов, следует определить оптимальные процедуры проведения самообследования, которые позволяют получать объективные результаты без создания дополнительной нагрузки на сотрудников, разработать план их реализации и обеспечить его последовательное и планомерное выполнение.

Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в ДОУ

Эффективность ВСОКО, относящейся к приоритетным направлениям развития дошкольного образования, во многом зависит от того, насколько точно и последовательно спроектированы элементы системы, насколько плотно налажено взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса. Базисом проекта как управленческой составляющей является построение комплексной системы контроля и анализа образовательной среды для оперативного выявления недостатков и приоритетных направлений развития детского сада; системы, характеризующейся системностью, последовательностью, логичностью, объективностью, результативностью.

Цели включения ВСОКО в дошкольную образовательную практику:

  1. Сбор информация о состоянии всех направлений работы дошкольной образовательной организации, тенденциях реформирования дошкольной образовательной практики в условиях нового времени.
  2. Оперативное выявление процессов, вливающих на характер организации воспитательной деятельности.
  3. Передача данных о результативности образовательного комплекса педагогическому составу, родителям, работникам управленческой структуры.
  4. Создание условий для последовательного повышения квалификации воспитателями, в том числе оценивание имеющихся ресурсов для открытия инновационных педагогических площадок.
  5. Принятие своевременных и эффективных управленческих решений, реализация действенных административных механизмов.

Проектирование системы ВСОКО в ДОУ по ФГОС предусматривает работу над достижением следующих задач:

  1. Выработка единых критериев оценивания, характеризующихся объективностью, и постоянных инструментов контроля.
  2. Выявление факторов, наиболее сильно влияющих на построение учебно-воспитательного процесса.
  3. Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих дефекты развития.
  4. Совершенствование механизмов повышения педагогического мастерства, в частности посредством создания рейтинговой системы, начисления стимулирующих выплат.
  5. Приобщение в систему управления детским садом представителей родительской общественности.
  6. Утверждение механизмов открытости и прозрачности деятельности дошкольной образовательной организации.

Следует отметить, что ВСОКО в ДОУ первоочередно обеспечивается нормативной базой, утвержденной на федеральном уровне, но включение инвариантной составляющей остается прерогативой детского сада. Таким образом, стандартные направления внутреннего оценивания и контроля могут дополняться различными объектами мониторинга (например, процесс введения инклюзии), которые должны отражать специфику деятельности и актуальные проблемы организации, но при этом не являться факторами дополнительной нагрузки на участников образовательного процесса.

Чтобы обеспечить достижение целей и задач внутренней системы оценки качества образования, данный управленческий инструмент целесообразно включить в годовой план работы ДОУ (выносится в отдельный раздел) с представлением видов контроля, перечня мониторинговых и оценочных процедур, ориентировочных дат и ответственных лиц. Составление плана ВСОКО лежит в компетенции руководителя организации или должностных лиц, на которых возложена данная обязанность, подразумевающая интерпретацию и анализ полученных фактических данных с последующей разработкой адекватных мер реагирования.

Положение о ВСОКО в ДОУ

Работа по оценке качества дошкольного образования, проводимого без привлечения сторонних экспертов, предусматривает разработку специальной локальной документации. Это:

  1. Положение о ВСОКО в ДОУ - локального акта, содержащего информацию о целях, задачах, принципах мониторингово-оценочной системы организации, ее структуре и уровне общественного участия.
  2. Регламент проведения контрольно-оценочных процедур.
  3. Положение о создании рабочей группы по реализации ВСОКО, в которую следует включить представителей управленческого состава, воспитателей, родителей, представителей методической службы детского сада и творческой педагогической группы.
  4. Приказы и распоряжения, регламентирующие обеспечение системы внутренней оценки качества образования.

Чтобы избежать несоответствия, дополнительно необходимо внести изменения в другие документы детского сада - Устав, регламент проведения самообследования (с целью устранения дублей, поскольку самообследование является частью ВСОКО), положение об Управляющем совете. Также в обязательном порядке разрабатывается приказ о проведении ВСОКО в ДОУ .

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о нормативном регулировании образовательной деятельности ДОО, требованиях к квалификации педагога дошкольного образования, организации ВСОКО и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

При составлении локальной документации, регламентирующей организацию внутренней системы оценки качества образования, важно отразить в ней следующие принципы:

  1. Оптимальность и полнота использования источников первичных данных при определении показателей качества учебно-воспитательного процесса при сохранении возможности их многократного использования.
  2. Сохранение технологичного характера используемых показателей, что достигается посредством использования проверенных каналов сбора данных и инновационных методик измерения, а также последовательной подготовки педагогов и представителей родительской общественности к их восприятию.
  3. Рациональное снижение критериев проверки, основанное на реальном учете потребностей разных уровней управления, а также требований муниципальных органов управления образованием.
  4. Обеспечение взаимного дополнения мониторингово-оценочных процедур с установлением взаимозависимости.
  5. Строгое соблюдение морально-этических норм при реализации процедур ВСОКО.

План работы по ВСОКО в ДОУ

В условиях современной дошкольной практики осуществление внутренней системы оценки качества образования в ДОУ возможно только при условии тщательного проектирования действий. План работы по ВСОКО в ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов:

Ориентировочный план реализации ВСОКО в ДОУ

Этап Порядок действий
Диагностический
  1. Анализ законодательных актов и норм, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных организаций по осуществлению оценки качества образования.
  2. Определение базовых и вариативных показателей, которые будут оцениваться согласно плану ВСОКО в ДОУ .
  3. Общий мониторинг условий реализации программного содержания.
  4. Комплексный проблемный анализ учебно-воспитательного процесса.
Методический
  1. Утверждение целей и задач мониторингово-оценочных процедур, а также содержания, методов и форм работы по ВСОКО.
  2. Разработка организационной контрольной структуры (рабочей группы), представляющей интересы всех участников образовательного процесса.
  3. Проектирование и апробация оценочно-диагностического инструментария.
Административный
  1. Утверждение заведующим группы ответственных лиц со строгим распределением обязанностей и сроков реализации элементов мониторинга.
  2. Издание и утверждение распорядительной локальной документации.

Основные и вариативные показатели ВСОКО в ДОУ

Ввиду того, что основным показателем качества дошкольного образования являются условия реализации программного содержания, что обусловлено необходимостью обеспечения равных условий для всех детей без исключения, наибольшее число показателей ВСОКО в ДОУ выделены именно по данному направлению. ФГОС дошкольного образования определяет ряд требований к структуре и объему программ, реализуемых в детских садах - сформированность основной и специальной части (АОП), четкое выделение программных компонентов, учет возрастных и индивидуальных показателей развития воспитанников, а также возможностей всех участников учебного процесса соотносимо основным направлениям деятельности детского сада.

Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду, требованиям ФГОС ДО в рамках ВСОКО следует оценивать по таким критериям:

  1. Наличие /отсутствие утвержденной ООП ДО, соответствующей специфике функционирования детского сада и приоритетным направлениям воспитательной работы, а также адаптированной программы для дошкольников с ОВЗ.
  2. Соответствие целевого, содержательного и организационного компонентов показателям возрастного и индивидуального развития воспитанников.
  3. Соответствие целевой направленности, содержательного и организационного компонента программного содержания в части, разработанной участниками учебно-воспитательного процесса образовательным потребностям и возможностям детей, региональной составляющей.

Важным элементом внутренней системы оценки качества образования в детском саду является мониторинг и контроль психолого-педагогических условий детского сада, при котором принимается во внимание характер взаимодействия участников образовательного процесса (воспитателей, дошкольников и родителей), наличие возможностей для социализации, личностного развития воспитанников в процессе различных видов деятельности, игры и коррекции дефектов развития (если такие имеются).

Внутренняя система оценки психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса основывается на проведении контроль-но оценочных процедур по дифференциальным критериям, устанавливаемым с учетом видового разнообразия, что отражено в таблице.

Критерии оценивания психолого-педагогических условий социально-личностного развития дошкольников в рамках ВСОКО

Направления социально-личностного развития дошкольников в детском саду Критерии оценивания психолого-педагогических условий в ДОУ по ВСОКО
Познавательная деятельность Воспитатели создают условия для развития у дошкольников представлений о свойствах окружающего мира, базовых географических понятиях, знания о космосе, Солнечной системе и планете Земля, которая является нашим общим домом, а также способствуют самостоятельной познавательной активности в естественнонаучном направлении, прививают интерес к культуре народе мира (да/нет).
Конструктивная деятельность

В ходе ВСОКО в ДОУ по ФГОС проверяется выполнение следующих требований: воспитатель создает условия для развития интереса дошколят к конструированию посредством демонстрации принципов планирования, соотношения и подбора деталей, создания различных конструкций (от простых к сложным) по инструкции и с включением дополнительных компонентов.

Специалистам, реализующим оценочную функцию, также рекомендуется проверить факт наличия в группе конструкторов разного типа, активность их использования, оценить применяемые педагогические методы поощрения творческой активности воспитанников и их активного группового взаимодействия.

Исследовательская, поисковая и проектная деятельность

Эффективная педагогическая работа по направлению предусматривает знакомство дошкольников с элементарными геометрическими понятиями, математическими действиями, принципами измерения времени и пространства и другими понятиями, содержание и объем которых определяется с учетом возрастных показателей.

При реализации комплекса ВСОКО оценивается, прививает ли воспитатель элементарные понятия о техническом прогрессе, используя доступные средства ИКТ, а еще - реализуется ли в рамках выбранного программного содержания экологический компонент.

Театрализованная деятельность Уровень организации театрализованной деятельности в детском саду оценивается по активности приобщения воспитанников к самостоятельным и групповым драматизациям и постановкам, построением в рамках учебно-воспитательного комплекса связи между театрализованной и другими видами активности, применение индивидуального подхода для раскрытия природных талантов малышей.
Речевая и коммуникативная активность

При осуществлении внутренней системы оценки качества образования в ДОУ организации коммуникативной активности дошкольников как ключевому направлению развития следует уделить особое внимание, отслеживая в динамике:

  1. Наличие в групповом пространстве и за его пределами условий, способствующими последовательной и систематической речевой активности дошкольников.
  2. Результативность применения педагогических методов, способствующих тренировке артикуляционного аппарата, расширению словарного запаса, речевому творчеству и коррекции недостатков в ходе сопутствующей или специально организованной логопедической практики.
Социально-ориентированная деятельность

Основными показателями успешного социально-ориентированного воспитания является:

  1. Создание условий для формирования у дошкольников чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах, уважительного отношения к окружающим.
  2. Приобщение воспитанникам к нравственным и духовным ценностям.
  3. Привитие активной жизненной позиции, самостоятельности, инициативности, основ гражданского самосознания.
  4. Формирование у малышей навыков безопасного поведения в детском саду, дома, на улице и природе, в местах большого скопления людей.
Физическое развитие

При проведении ВСОКО в ДОУ по данному направлению педагогической работы следует оценить:

  1. Насколько эффективно воспитатели и инструкторы способствуют приобщению дошколят к здоровому образу жизни.
  2. Создаются ли на занятиях и в ходе организованной групповой деятельности условия для двигательной активности, реализуется ли при этом индивидуальный подход.
  3. Проводится ли последовательная и систематическая работа по профилактике и снижению заболеваемости воспитанников.

Не менее значимой группой критериев ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС является анализ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна характеризоваться содержательной насыщенностью. Процедура оценивания предметно-пространственной среды проводится ответственными воспитателями в ходе наблюдения и последующего заполнения стандартных бланков с постановкой баллов. Получение положительной оценки в рамках внутреннего контроля возможно, если предметно-пространственная среда:

  • обеспечивает возможность реализации выбранного программного содержания;
  • способствует гармоничному психофизическому развитию дошколят, их эмоциональному благополучию и познавательной активности;
  • характеризуется полифункциональностью, трансформируемостью, доступностью, вариативностью и безопасностью.

В отчет по ВСОКО в ДОУ в обязательном порядке следует внести оценку кадровых условий, во время которой проверяется квалификация воспитателей и непедагогических кадров детского сада, должностной и количественный состав персонала, реальные компетенции сотрудников. Мониторинг предусматривает рассмотрение следующих критериев:

  1. Соответствие квалификации педработников, учебно-вспомогательного персонала требованиям, представленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требованиям к реализации выбранного программного содержания.
  2. Профильную направленность квалификации воспитателей согласно занимаемой должности.
  3. Профессиональную способность педагогического состава обеспечить поддержку познавательной инициативы воспитанников, творческой индивидуальности, эмоционального благополучия, обеспечивать вариативность учебно-воспитательного процесса, конструктивно взаимодействовать с родителями.

Что касается процедуры проверки материально-технического обеспечения, то в процессе реализации внутренней системы оценки качества образования в ДОУ методом мониторинга средств обучения, учебно-методического обеспечения и предметно-пространственной среды выявляются следующие моменты:

  1. Соответствуют ли имеющиеся средства обучения и воспитания возрастным и индивидуальным показателям развития детского контингента.
  2. Хватает ли учебно-методических комплектов и специального оснащения для реализации ООП ДО.
  3. Соответствуют ли созданные материально-технические условия требованиям пожарной безопасности и СанПиН.

На завершающем этапе ВСОКО в ДОУ выполняется оценка финансового обеспечения дошкольной образовательной организации. Для этого выполняется проверка нормативов финансирования взятых обязательств по выполнению государственного задания, структуры и объема расходов по реализации ООП ДО, вариативности их распределения с учетом реальных учебно-воспитательных потребностей детского контингента. На этом список основных критериев внутренней оценки качества образования считается завершенным, но их число может пополняться за счет вариативных, если в этом есть необходимость. Вариативными критериями ВСОКО в детских садах принято считать личностные достижения воспитанников, в том числе касающиеся социализации и адаптации, уровень заболеваемости (ожидается динамика снижения), успехи в конкурсной, олимпиадной и соревновательной деятельности, удовлетворенность родителей качеством услуг, уровень готовности выпускников ДОУ к школьному обучению.

Как представить и интерпретировать результаты ВСОКО в ДОУ

На завершающем этапе контрольно-оценочных процедур составляется аналитическая справка по результатам ВСОКО в ДОУ - отчетный документ, в котором необходимо представить цели и задачи мониторинга, состав рабочей группы, используемые методы исследования и результаты. Если в процессе контроля были выявлены недостатки, рабочая группа разрабатывает и предоставляет заведующей детского сада план рекомендуемых действий по улучшению ситуации. Неудовлетворительные результаты внутренней системы оценки качества образования учитываются и при разработке программы развития детского сада.

В результате реализации ВСОКО рабочая группа должна:

  1. Получить полную и объективную информацию о реальных условиях функционирования учреждения, ближайшей зоне его развития.
  2. Выявить комплекс факторов, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса и его обеспечение как в позитивном, так и негативном ключе.
  3. Представить в отчете о ВСОКО в ДОУ достоверную информацию, которая впоследствии транслируется педагогам, вспомогательному персоналу и родительской общественности.
  4. Представить рекомендации и предложения, как улучить качество дошкольного образования, для оперативного принятия управленческих решений.
  5. Составить прогностический план развития системы обучения и воспитания в детском саду, выделив приоритетные цели и задачи.

Несмотря на то, что в методических и экспертных материалах реализации системы внутренней оценки качества образования в детских садах уделяется достаточно внимания, данный аспект обеспечения учебно-воспитательного процесса сохраняет проблемный характер ввиду возникновения организационных затруднений и ограниченности ресурсов. Поэтому раз в году целесообразно проводить педсовет о ВСОКО в ДОУ , посвящая собрание разъяснению порядка выполнения самообследования и мониторинга, а также рассмотрению оптимальных путей реформации системы внутренней оценки качества.

В условиях ограниченности ресурсов эффективным методом усовершенствования ВСОКО для дошкольной образовательной организации является проектно-целевой. Данный метод обладает потенциалом для решения поставленной задачи, поскольку предусматривает: определенность планируемых результатов и показателей, критериальную и временную определенность, применение специальных управленческих механизмов, наличие системы контроля исполнения.

Решение задачи совершенствования ВСОКО на основе проектно-целевого метода включает обязательные этапы, соответствующие логике проектного управления. К таким этапам относятся:

  1. Принятие решения о необходимости управления проектно-целевым методом для решения конкретной задачи.
  2. Определение цели и результата (продукта) проекта.
  3. Организация деятельности по реализации проекта.
  4. Отбор и применение инновационных методов управления проектом, обеспечивающими эффективное использование ресурсов в условиях их дефицита.

В практике проектного управления принято, что начало любой деятельности начинается с анализа исходного состояния проблемы, выявления тенденций, противоречий и определения способов их преодоления. В ходе педсовета по поиску совершенствования ВСОКО в ДОУ предстоит:

  1. Изучить современные нормативные и действующие в области концептуальные документы в сфере оценки качества образования, выявить новые подходы и тенденции.
  2. Провести анализ функционирующей в детском саду ВСОКО (или ее компонентов) и определить круг задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить соответствие мониторинга требованиям и концептуальным документам.
  3. Определить сроки и оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Также важно акцентировать внимание педагогов на том факте, что н этапе определения цели проекта важно понимать, что содержание проектной деятельности по совершенствованию ВСОКО, а также ее результативность определяются именно целью. Для этого необходимо, чтобы цель была сформулирована конкретно (в виде продукта), операционально (через задачи), а также соотнесена с ожидаемыми результатами, этапами и сроками исполнения. Целеполагание проекта совершенствования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ завершается формулированием ожидаемых результатов, для чего соотносится цель, задачи, а также промежуточные результаты. Контроль результативности проекта по совершенствованию ВСОКО может осуществляться на каждом из его этапов и в целом по результатам через ключевые показатели.

Результативность проектно-целевого управления совершенствованием ВСОКО связана с условиями, которые могли бы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов. К таким условиям целесообразно отнести:

  1. Организационное сопровождение проекта, а именно регулярное проведение заседаний рабочей группы, в ходе которых участникам не только формулируются технические задания, но и происходит предварительная экспертиза их выполнения. В период между заседаниями рабочей группы участники самостоятельно организуют работу по выполнению сформулированного технического задания, готовят материалы наобсуждение и экспертизу.
  2. Мотивационное обеспечение. Поскольку ВСОКО в ДОУ выступает одним из организационных механизмов деятельности каждого педагога детского сада, целесообразно обеспечить активное участие педагогов во всех направлениях проекта. Формы такого участия могут быть как традиционными для образовательной организации (тематический педагогический совет, заседание методического объединения, родительское собрание и др.), так и инновационными (рабочая группа, экспертная группа, межпредметное профессиональное объединение, тьюторство, коучинг, руководство микрогруппами и др.)
  3. Научно-методическое и информационное сопровождение, основными инструментами которого выступает официальный сайт организации, отчет о результатах самообследования.

В завершение педсовета важно отметить, что применение проектно-целевого управления при совершенствовании внутренних систем оценки качества дошкольного образования способно обеспечить эффективную реализацию институциональных полномочий по саморегуляции детского сада в условиях модернизации общероссийской, региональной и муниципальных систем оценки качества общего образования.

Доклад

«Повышение качества дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО»

Борисова Людмила Валентиновна,

заведующий МБДОУ «Солнечный»

Уважаемые коллеги!

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

    обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

    образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

    активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

    внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

    Совокупность образовательных областей

    Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

    Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

. программно- методическое обеспечение детского сада;

. кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

. материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

. предметно-пространственная развивающая среда;

. инновационная деятельность;

. информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

Качество - это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Качество «образования-результата» - качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

Управление качеством дошкольного образования - это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) - обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

  • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
  • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
  • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

1-й уровень управления – администрация детского сада.

Для руководителейэто высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

2-й уровень управления – педагогический коллектив.

Для педагоговэто положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество исследовательской деятельности;
  3. качество педагогических кадров;
  4. качество воспитанников;
  5. качество управления;
  6. качество воспитанников;
  7. качество образовательных программ;
  8. качество информационно-образовательной среды.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа :

- гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

-деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

- качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

Качеством управления ДОУ.

Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.

В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


Организационная база

Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:


Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

Процедуры оценки качества дошкольного образования

В настоящее время в сфере образования нормативными правовыми документами установлены различные процедуры оценки качества дошкольного образования: внутренняя оценка качества дошкольного образования, лицензирование, аттестация, государственный надзор и контроль, самообследование, мониторинг качества образования, рейтингование и т.д. Каждая процедура представляет собой регламент (набор правил и последовательность действий при оценке качества образования).

Такие процедуры, как лицензирование, подробно описан в законодательстве. Порядок государственного контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, наоборот, еще не установлен. В связи с этим рассмотрим следующие процедуры оценки качества:

  • Система внутренней оценки качества дошкольного образования;
  • Самообследование;
  • Мониторинг;
  • Независимая оценка качества;
  • Ранжирование (рейтиногование).

Внутренняя оценка качества образования

В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры были предшественники – внутренний мониторинг качества, а также внутренний контроль качества. Эти процедуры были направлены на анализ деятельности организации с целью определения проблем, не позволяющих достигать запланированных результатов, и, соответственно, на последующее решение этих проблем. В то же время внутренняя система оценки качества имеет принципиальные отличия от предшествовавших ей контрольных процедур.

В первую очередь, эти отличия касаются набора показателей и критериев оценки качества. Раньше показатели внутреннего контроля качества определялись произвольно на основе научно-методических рекомендаций и (или) собственных представлений руководителя об организации контроля.

Теперь помимо показателей, определяемых организацией самостоятельно, в систему внутренней оценки качества включаются показатели, которые закреплены нормативными актами в качестве обязательных, и показатели, которые используются субъектами внешней оценки деятельности организации (учредителями, надзорными органами, профессиональными и общественными экспертами).

Составными частями внутренней системы оценки качества являются управленческий контроль и самообследование образовательной организации. В связи с этим показатели внутренней системы оценки качества должны содержать показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013. №1324.

Необходимость включения в систему внутренней оценки показателей качества, используемых субъектами внешней оценки, объясняется логикой управленческой деятельности: зачем дожидаться отрицательной внешней оценки, если можно предупредить ее появление соответствующей организацией работы?

Процедуру (процедуры) внутренней оценки качества образовательная организация разрабатывает самостоятельно и описывает ее в локальных актах.

Анализ функционирования внутренней системы оценки качества в обязательном порядке проводится в процессе самообследования образовательной организации.

Самообследование организации выделено в самостоятельную оценочную процедуру с целью обеспечения доступности и открытости информации о работе образовательных организаций.

Понятие "самообследование" и "самооценка" в настоящее время в научной литературе не разделяются: в одних источниках оба понятия употребляются как синонимы, в других используется одно из понятий. В качестве синонима понятия "самообследование" нередко используется термин "самоанализ", хорошо знакомый работникам системы дошкольного образования по опыту процедуры аккредитации учреждений.

В сущности, при использовании разной терминологии практически во всех научных исследованиях речь идет об одной и той же процедуре - контроле качества образования, который образовательная организация должна осуществлять самостоятельно, с привлечением работников организации.

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", утв.приказомРосстандарта от 23.11.2010 №501-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9004-2010), самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном . Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий. Самооценка образовательной организации также используется для сравнительного анализа ее результатов с внешней оценкой качества, с достижениями других образовательных организаций.

Законом №273-ФЗ самообследование отнесено к одной из компетенций образовательных организаций (подп. 13 ч.3, ст.28). Эта процедура проводится с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности организации. Порядок проведения самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013. №462. Процедура самообследования включает в себя несколько этапов. В Порядке проведения самообследования указано (п.6), что в процессе самообследования оцениваются:

  • образовательная деятельность
  • система управления организацией
  • содержание и качество подготовки обучающихся;
  • организация учебного процесса;
  • востребованность выпускников;
  • качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
  • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Методика проведения самообследования дошкольной организации в настоящее время не установлена. Руководитель должен разработать ее самостоятельно.

Мониторинг системы образования

В качестве одного из способов управленческого контроля мониторинг используется в системе образования более двух десятков лет. В настоящее время мониторинг выделен в отдельную процедуру контроля качества, которую проводят органы управления образованием в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утв.постановлениемПравиительства РФ от 05.08.2013. №662 (далее - Правила).

Согласно Правилам мониторинг призван обеспечить:

  • информационную поддержку государственной политики в сфере образования;
  • системный анализ и оценку состояния и перспектив развития отрасли;
  • повышения качества управленческих решений;
  • выявление нарушений требований законодательства об образовании.

Мониторинг проводится не реже одного раза в год в отношении всех организаций, реализующих образовательные программы, независимо от формы собственности. Показатели мониторинга системы образования рассчитываются и представляются на основе данных государственных статистических отчетов, социологических и иных исследований. Для мониторинга также используется информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, опубликованная в средствах массовой информации, поступившая от граждан и организаций.

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества образования является одной из форм общественного контроля и осуществляется с целью информирования участников образовательных отношений (в первую очередь потребителей услуг) о качестве образования, которое обеспечивает та или иная образовательная организация. В Законе №273-ФЗ выделено два вида такой оценки:

1. Оценка качества подготовки обучающихся.

2. Оценка качества образовательной деятельности.

В отношении дошкольных образовательных организаций осуществляется только оценка качества образовательной деятельности.

В ч.3 ст.95 Закона №273-ФЗ установлено, что независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющие конкретные виды такой оценки. Любое рейтинговое агентство, общественная, коммерческая, некоммерческая организация могут разместить в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Результаты такой оценки могут быть направлены в органы управления образованием, где они в течение месяца подлежат обязательному рассмотрению для учета в дальнейшей работе с образовательными организациями.

Законодательством также предусмотрена специально организованная процедура независимой оценки качества образовательной деятельности, которая проводится общественными советами с привлечением организаций-операторов (ст.95.2 Закона №273-ФЗ).

Процедура независимой оценки качества образования сложная, состоит из нескольких этапов.

1 этап. Формирование общественных советов.

2 этап. Отбор организации - оператора независимой оценки качества.

3 этап. Проведение оценки качества.

4 этап. Обнародование результатов оценки.

Рейтинги представляют собой порядковые шкалы, в которых выставлены результаты измерения. При оценке качества социальных явлений рейтинг используется как форма представления результатов оценивания, а также как вариативный ряд критериев оценки, которая проводится на основе сравнения со значениями показателей, достигнутых в других организациях.

То или иное место образовательной организации в рейтинге чаще всего рассматривается потребителями услуг как достоверный показатель качества и потому является мощным стимулом или, наоборот, тормозом для достижения образовательной организацией успеха на рынке образовательных услуг.

Однако производителями образовательных услуг информация о качестве, которая доводится до потребителя при помощи рейтингов, нередко расценивается как недостаточная, тенденционная или вовсе ложная. Изучающие данную проблему российские исследователи отмечают, что основной недостаток рейтингов - их субъективность вследствие недостаточной научной проработанности как показателей деятельности, так и измерительного инструментария.

Общественная аккредитация

В зависимости от статуса субъектов оценивания аккредитация может быть государственной или общественной. В соответствии с Законом №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится в отношении дошкольных образовательных организаций, а вот общественная аккредитация может быть проведена по желанию образовательной организации. Цели общественной аккредитации определяются аккредитующей организацией – как правило, это подтверждение соответствия каким-либо требованиям.

Действующая в настоящее время редакция ст.96 Закона №273-ФЗ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств государства.

По своей сути общественная организация близка к независимой оценке качества образования. Однако соотношение процедур общественной аккредитации и независимой оценки качества нормативными актами не определяется, в связи с чем у некоторой части исследователей вызывает сомнения целесообразность закрепления в законе нормы о получении общественной аккредитации.

Недостатки различных подходов при оценке качества образования

Каждый элемент оценки качества образования (систематизированный набор показателей, способы сбора информации, методика их измерения и оценки и т.д.) в той или иной степени влияет на конечный результат – оценку, которая должна быть адекватна качественным характеристикам оцениваемой системы. В этом ряду элементов ключевую, системообразующую роль играет система показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, свидетельствует о том, что системность в их подборе отсутствует.

Качество любого целостного объекта (явления) всегда обеспечивается качеством отдельных его частей и, чтобы оценить качество дошкольного образования, надо оценить качество входящих в него частей.

В Законе №273-ФЗ (ст.23) выделено два основных вида деятельности дошкольной образовательной организации:

  1. образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
  2. присмотр и уход за детьми. Данные виды деятельности, в свою очередь, делятся на следующие части:
  • подлежащие оценке требованиям ФГОС ДОк структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к психологическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
  • нормативно установленные требования к организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • нормативно-установленные требования к охране и укреплению здоровья детей;
  • качественные характеристики, интересующие потребителей услуг. В нашем случае – родителей.

Сопоставление наборов показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, и составных частей деятельности оцениваемой системы показывает, что они мало соответствую друг другу. Какие-то части системы представлены в наборах показателей не полностью, какие-то избыточно, а какие-то и вовсе отсутствуют. Все это не позволяет говорить об адекватности оценок, которые могут быть получены по итогам проведения оценочных процедур.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Приказ Гособразования СССР от 04.-7.1989 №541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности"
  • ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 №253-ст