Примеры проведения демографической политики. Научная электронная библиотека Комплекс экономических административных пропагандистских

Нужно поднять среднюю

продолжительность человеческой жизни,

иначе человек «не окупается»

Станислав Ежи Лец

Демографическая политика - комплекс экономических, административных и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Материнство в нашей стране поощряется государством. Вместе с тем женщине предоставлено право самостоятельно решать вопрос о материнстве (Федеральный закон № 323, 2011 г.), что определяет моральную автономию человека в вопросах планирования семьи и деторождения, которая в мировой практике называется репродуктивным выбором (РВ). Право на РВ является неотъемлемой частью прав человека в мире и гарантирует всестороннюю защиту репродуктивного здоровья, доступ к достоверной информации и услугам по рождению детей, предупреждению НБ и производству безопасного аборта.

Брачность является важным фактором в принятии решения о рождении ребенка женщиной. В настоящее время распространены сожительства до (или вместо) законного брака, частая смена партнеров, типичное для сожителей откладывание рождений первенцев, нередко переходящее в решение никогда не иметь детей. Но даже с учетом сожительств огромная часть взрослого населения России - более трети мужчин (37%) и половина женщин в возрастах от 18 лет и старше не состоят в браке.

Доля женщин в возрастах от 18 лет и старше, живущих с супругами (или гражданскими партнерами) в одной семье, в России самая низкая из 23 европейских стран. Эта доля равна 50%, т.е. половина взрослых женщин в стране не имеет не только супругов, но даже и сожителей.

Средний возраст российской невесты в первом браке уже в 2006 году приблизился к 24 годам. В 2013 году менее трети женщин (29,3%) в возрасте 20-24 лет зарегистрировали брак.

Однако в течение года перед наступлением беременности доля незамужних женщин падает почти на 20 п.п. (с 87 до 68%). Вслед за этим следует лавинообразное заключение браков на первых семи месяцах беременности, что ведет к сокращению доли незамужних в этой возрастной группе на 30-40 п.п. во всех регионах. На момент рождения первенца не состоит в браке каждая четвертая девушка в возрасте 20-24 года (Бирюкова С. с соавт., 2014).

В целом в 2015 году количество браков составило 7,9 на 1 000 населения, разводов - 4,2 на 1 000 населения. Возрастной пик вступления в брак среди женщин составил 25-34 лет - 44,2% (Федеральная служба государственной статистики, 2016).

Суммарный коэффициент рождаемости был минимальным в 2000 году - 1,195, к 2015 году он повысился до 1,777. Сравнение возрастных коэффициентов рождаемости за 1990-2012 гг. показывает изменения в последние два десятилетия за счет перемещения ярко выраженного пика рождаемости в прошлые годы с возрастной группы 20-24 года на 25-29 лет (106,6‰). У женщин 20-24 лет после почти двукратного снижения в 80-90-е годы она остается относительно стабильной на уровне около 90 рождений на 1000 женщин. 24,7% детей (по данным за 2010 г.) рождены 20-24-летними женщинами вне брака.

Рождаемость является результатом действия ряда непосредственных детерминант, а именно: плодовитости, интенсивности половой жизни и сознательного контроля рождаемости. Разложение рождаемости на её непосредственные детерминанты (proximate determinants) было предложено Д. Бонгаартсом и получило название модели Бонгаартса (Bongaarts J., 1982).

На основании наблюдаемого уровня рождаемости и оценки значения индексов Бонгаартса, Денисовым Б.П. с соавт. (2014) получен гипотетический уровень потенциальной плодовитости и соотношение влияния предполагаемых детерминант на рождаемость (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Непосредственные детерминанты, определяющие отклонение рождаемости от потенциальной плодовитости согласно схеме Бонгаартса (потенциальная плодовитость =15,5 ребенка на женщину = 100%).

Разложение рождаемости согласно модели Бонгаартса показывает, что роль контрацепции в структуре методов внутрисемейного регулирования рождаемости в современной России существенно превосходит роль искусственных абортов. Эффективность планирования семьи в стране повышается, а роль аборта во внутрисемейном контроле рождаемости сокращается. В то же время законодательное ограничение аборта рассматривается как инструмент повышения рождаемости. Под профилактикой (предупреждением) абортов чиновники подразумевают отказ от аборта в пользу рождения, если нежелательная беременность случилась. Одним из целевых индикаторов Государственной программы развития здравоохранения РФ (распоряжение Правительства РФ № 2511-p от 24.12.2012) является доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности. Она должна возрасти до 15% в 2020 г., однако как измерять этот показатель, не уточняется.

Влияние бесплодия на суммарный коэффициент рождаемости невелико. Так, распространенность первичного и вторичного бесплодия среди женщин в возрасте 20-44 года, подверженных риску беременности в 2010 году в мире составила соответственно 1,9% и 10,5%, а России этот показатель оказался равным 1,9% и 3,2% (Сакевич В.И., 2012). То есть, бесплодие в России не является массовой социальной проблемой. В гипотетическом случае, если высокотехнологичная медицинская помощь станет доступна для всех людей с ограниченной плодовитостью, но мечтающих родить ребенка, и всем удастся помочь, уровень рождаемости в стране существенно не увеличится (по грубым оценкам, коэффициент суммарной рождаемости мог бы возрасти лишь на 0,01).

Наибольший понижающий эффект на реализацию потенциальной рождаемости оказывает фактор брачности, а точнее - безбрачие. За счет того, что не все женщины от 15 до 49 лет состоят в партнерстве на протяжении репродуктивного периода, уровень рождаемости меньше потенциального более, чем на 40%. Однако материальное стимулирование рождений детей второй и последующих очередностей не сопровождается стимулированием вступления в брак.

По данным Бурдули Г.М., Фроловой О.Г. (2008) репродуктивное поведение женщины определяют: социально-экономические (33%), медико-организационные (32%), социально-когнитивные (22%), медико-биологические (10%) и семейные факторы (5%), то есть основная доля факторов, влияющих на РВ женщины - это социальная составляющая.

Это мнение подтверждается анализом результатов социологического исследования «Отношение женщин России к праву на решение о рождении ребенка» (2012 г.), в котором были определены мотивы отказа от беременности и деторождения. Основной из них - «отсутствие денежных средств» - 71%. Следующие по значимости мотивы: «социальная неустроенность» - 48%, «отсутствие надёжного партнёра» - 46%, «неуверенность в своём будущем» - 45%. Желание женщины заниматься карьерой и на время отложить рождение ребенка получили равное количество ответов - по 21%. Воздержались бы от деторождения из-за опасения родить больного ребенка 20% женщин, из-за угрозы жизни и здоровью женщины при беременности и родах - 16%, из-за пьянства и наркомании - 19% и 15% соответственно, а также из-за осуждения матерей-одиночек родственниками - 11% и обществом - 10% или по причине опасения за свое будущее при появлении ребенка - 10%.

Большинство респондентов считают основными мотивами сохранения беременности: «если позволит материальное положение» - 59% и «поддержка со стороны мужа/партнёра» - 53%, а также семьи и близких родственников - 38%. Для 31% женщин значимым является поддержка со стороны государства.

Специалистами института Гуттмахера было показано, что уровень экономической безопасности страны связан с количеством выполняемых абортов, а бедность является фактором риска наступления нежелательной беременности и ее прерывания. Так, 69% абортов делают женщины, чьи доходы оцениваются на уровне бедности и ниже, а показатель абортов среди них составляет 54 случая на 1000 женщин в возрасте 15-44 лет.

За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. По данным 2011 года института социологии РАН, 59% населения России относятся к категории «бедных» и «малоимущих» (Горшков М., 2011). По данным за I кв. 2015 г. количество бедных составило 15,9% (22,9 млн человек) (с доходом ниже прожиточного минимума 9662 рубля в мес.), малоимущих - 44% (63,4 млн человек) (с доходом меньше социально приемлемого потребительского бюджета, т.е. менее 25 тыс. руб.) (Россат. 11.06.2015). 64% семей с детьми являются малоимущими. Семьи, где несовершеннолетних детей трое или больше, имеют практически 50-процентную вероятность попасть в число малообеспеченных или просто нищих (Российская газета. №6109(133) от 25.10.2015).

Осознавая в полной мере неблагополучие, сложившееся в демогафической сфере Правительство принимает беспрецедентные меры по стимулированию рождаемости, поддержки семей с детьми и снижению количества абортов. По мнению Президента, «главный путь преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми» (Послание Президента Федеральному Собранию, 30 ноября 2010 г.). В то же время, анализ репродуктивных планов населения (рис. 1.2) демонстрирует установку на малодетность, что определяется социально-экономическим состоянием, которое оказывает влияние на жизненные приоритеты граждан, вектор которых направлен на повышение материального благополучия и не совпадает с рождением большого количества детей (Население и общество, 2013).

Рис. 1.2. Репродуктивные планы населения России:

желание респондентов

иметь соответствующее количество детей в семье

(по данным электронной версии бюллетеня

“Население и общество”, 2013 г.

В отличие от развитых стран, где частота НБ составляет в среднем 20% от числа наступивших беременностей, в нашей стране их в 2 раза больше - 41% и, таким образом, НБ и ее предотвращение (а не аборт!) продолжает оставаться серьезной социальной проблемой. Именно недооценка (или, даже, игнорирование) социальных аспектов этого вопроса приводит к сохранению необходимости прерывания беременности среди сотен тысяч женщин ежегодно.

По мнению международных экспертов в области репродуктивного здоровья, нежелательная беременность - это ВЫСОКИЙ РИСК НЕБЕЗОПАСНОГО АБОРТА И МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ (ВОЗ, 2012). Именно поэтому во всем мире серьезная работа направлена на преодоление проблемы НБ и небезопасных абортов (НбА).

Точка зрения мировой медицины в отношении существующих методов регуляции рождаемости состоит в постепенной замене искусственного прерывания НБ другими методами планирования семьи на основе сексуального просвещения населения, а также предоставления доступа к безопасному аборту (БА).

То есть аборт должен стать исключительно редким явлением - только в случае контрацептивных неудач. Современные стратегии репродуктивного выбора (глава 8) являются основой реализации внутрисемейного регулирования рождаемости, преодоления проблемы НБ и охраны репродуктивного здоровья на государственном уровне.

Обостряются и настоятельно требуют разрешения противоречия между постоянно изменяющимся социально-экономическим положением населения и жизненными установками и ориентациями, рассчитанными как на относительно стабильную и благополучную жизнь, так и на реализацию репродуктивных планов в рамках отдельной семьи и демографической политики государства в целом

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, один из осн. компонентов политики народонаселения; имеет своим объектом воспроиз во нас. и направлена на достижение желательного в долгосрочной перспективе типа этого воспроиз ва. Будучи частью социально экон. политики… … Демографический энциклопедический словарь

Система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения. Различают: прямые государственные … Финансовый словарь

См. ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

1) государственная или региональная политика, стимулирующая или тормозящая рост населения страны; 2) социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр … Политология. Словарь.

Социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, напр., меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребенка и др.) или его сдерживания … Большой Энциклопедический словарь

Система административных, экономических, пропаган­дистских и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. Краткий географический… … Географическая энциклопедия

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 N 482 ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО… … Официальная терминология

Социальные, экономические, юридические и другие мероприятия, направленные на изменение процесса воспроизводства населения. К ним относятся, например, меры поощрения деторождения (пособия при рождении ребёнка и др.) или его сдерживания. * * *… … Энциклопедический словарь

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи,… … Педагогический терминологический словарь

Демографическая политика - система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Д. п. предполагает систему мероприятий по регулированию (стимулированию, поощрению или ограничению) рождаемости, а… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Книги

  • Демографическая политика в СССР , А.Я. Кваша. Рассматривая современные тенденции развития населения в СССР, автор особое внимание уделяет проблемам разработки эффективной демографической политики в стране, воспроизводству населения,…
  • Демографическая политика. Оценка результативности. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Архангельский В.Н.. Актуальность темы учебника определяется широкой дискуссией вокруг демографической динамики России. Анализ роли демографической политики в произошедших сдвигахкрайне важен для оценки…

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ

Факультет Управления

Кафедра Менеджмента и маркетинга

По дисциплине: Демография

Тема: Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей

Выполнил студент 1 курса, гр. Узс 21.1/Б-13

Сверчкова Ирина Андреевна

Преподаватель: Осипова Наталья Викторовна

Москва 2014

Введение

Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику или, можно сказать, множество различных политик, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование (политика в области занятости, заработной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная и т.д.). Наименование политики указывает (прокламирует) ее цели. Таким образом, это вовсе не пустая формальность, не схоластика. Провозглашение целей данной политики налагает определенную ответственность на органы управления за достижение этих целей и за результаты (включая побочные). Таким образом определяется эффективность политики -- путем сопоставления результатов именно с целями.

Пожалуй, невозможно назвать мероприятия государства или общественный процессы, которые бы совершенно не отражались на демографической ситуации. Но это вовсе не дает оснований числить любое мероприятие государства по разряду демографической политики. Между тем существует уже давняя традиция, в частности, в отношении рождаемости. После каждого постановления правительства, содержащего какие-либо меры по материальной поддержке семей с детьми, эти меры причисляются даже некоторыми авторитетными учеными-демографами к мерам демографической политики. От них ожидают повышения рождаемости. Хорошо известна, однако, кратковременность действия и демографическая безрезультативность подобных мер -- как по опыту бывших восточноевропейских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность закономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели.

В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики.

1. Демографическая политика

Демографическая политика -- это комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В независимой России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал.

Цели демографической политики

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв -- снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерелизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

В экономически развитых странах -- повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции. демографический рождаемость социальный

Меры демографической политики

1. Экономические

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости

· преимущества для многодетных семей -- для повышения рождаемости

2. Административно-правовые

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

3. Воспитательные, пропагандистские

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их регулирование

2. Социальная политика

Социальная политика -- политика в области социального развития и социального обеспечения ; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм -- оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно -- имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики -- это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

· социальной справедливости,

· социальной ответственности,

· социального партнерства,

· социальных гарантий,

· преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

С оциальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся и т.п.

3. Взаимосвязь и различие целей социальной и демографической политики

Конечно, меры социальной политики, направленные на улучшение материальных условий жизни семей и отдельных людей, могут сближаться с задачами демографической политики, создавая благоприятные условия для реализации имеющихся демографических, в частности репродуктивных, потребностей. Но возможности только мер социальной политики воздействовать на изменение потребностей невелики.

По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа детей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потребности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).

Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния материальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с потребностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения величины 2,12 (апоскольку мы уже в процессе депопуляции, то для выхода из него показатель рождаемости должен значительно превышать значение 2,12).

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 врасчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8--3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3--4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Заключение

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что демографическая и социальная политики тесно связаны между собой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ понятия демографической политики государства - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Реализация средств демографической политики.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Сущность понятия "демографическая политика". Политика, направленная на повышение рождаемости. Общие направления и региональные особенности демографической политики. Руководящий принцип демографической политики Бельгии. Отпуска по беременности и родам.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Основные понятия демографической политики - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Особенности современной демографической политики в разных странах.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Влияние социальной политики на рождаемость в Российской Федерации. Сущность социальной политики и критерии её эффективности. Приоритетные национальные проекты. Оценка показателей рождаемости. Усиление роли дополнительных мер государственной поддержки.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие демографии, ее сущность и особенности, история становления и развития как науки, современное состояние. Определение демографической политики, ее основные задачи в государстве. Состояние демографической политики в экономически развитых странах.

    практическая работа , добавлен 13.02.2009

    Характеристика социальной сферы национальной экономики и ее составляющих. Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления. Модели и методы социальной политики государства: экономические, правовые или законодательные.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Сущность и основные компоненты социальной политики государства. Основные цели и задачи социальной политики. Особенности, основные направления и проблемы современной социальной политики в России. Основные принципы разработки модели социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Государственная демографическая политика Российской Федерации. Современное состояние демографических процессов в России. Реализация демографической политики в Саратовской области. Направления совершенствования региональной демографической политики.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на в желаемом для себя направлении.

Демографическая политика может иметь разные цели в з

В развитых странах, где наблюдается старение населения, обычно проводится политика , в основном путём предоставления различных социальных льгот и финансовой помощи семьям с детьми.

Примеры демографической политики

Непродуманная демографическая политика может приводить к . Так, в 1966 году в при была провозглашена цель достичь уровня рождаемости, «соответствующего экономическому прогрессу населения» и способного обеспечить увеличение численности населения страны до 24-25 миллионов к 1990 году. Для этого были запрещены , была прекращена продажа , был введён налог на бездетных граждан в возрасте свыше 25 лет в размере 30% от их дохода. Сразу после этого рождаемость в Румынии возросла почти вдвое, однако стало быстро расти число подпольных абортов, которое в 1980-1983 годах уже превосходило число родов. Это привело к росту смертности женщин от осложнений при подпольных абортах. Кроме того, возросло число отказов матерей от новорожденных детей, что привело к росту численности сирот в детских домах. Рождаемость же к 1983 году вернулась к уровню 1966 года. Население Румынии в 1990 году немного превысило 23 миллиона человек, после чего стало сокращаться. Сейчас Румыния находится в числе европейских стран с самой низкой рождаемостью .

Меры демографической политики

  • экономические
    • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
    • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
    • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
    • преимущества для многодетных семей — для повышения рождаемости
  • административно-правовые
    • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  • воспитательные, пропагандистские
    • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
    • определение отношения к религиозным нормам, традициям,обычаям
    • политика планирования семьи
    • половое образование молодёжи