Женское учебное заведение. Из истории женского образования в России XIX века

Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.

1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ

Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей» Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб. 1906. С.19, принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г. знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире. Но намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным.

Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.

Как отмечал известный историк отечественного образования и педагогической мысли П.Ф. Каптерев, «в петровские времена мало понимали все трудности насаждения просвещения». Государству казалось, что стоит только проявить добрую волю, издать Указ - и «просвещение быстро распространится по всей России». Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков полагал, например, что для развития отечественного просвещения надо лишь «велеть во всех губерниях учинить» по одной или две академии по образцу Оксфорда или Кембриджа, «и в те академии собрать мастеров из иных государств, набрать учеников дворянских, купеческих и всяких иных разных чинов», «учинить штраф» за уклонение от обучения. И через семнадцать лет «мы по сему образцу сравняемся со всеми лучшими европейскими государствами».

Петр сочувствовал плану Салтыкова, который таким же скорым, принудительным путем намеревался просветить и женщин - «чтобы женский народ уравнялся с европейскими государствами равно» Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1916. С 124-125..

В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги. Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в Санкт-Петербурге - при церкви св. Петра (с 1703 г.).

Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения.

Воспоминания одной из наиболее просвещенных русских женщин того времени княгини Е.Р. Дашковой дают представление о том, что в XVIII веке называлось «превосходным воспитанием»: обучение четырем языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и т.д. «При таком модном внешнем образовании, - пишет Дашкова, - кто бы мог усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить наш ум? Решительно ничего».

Столь же различным - по уровню и характеру - было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

В России, в границах ее современной территории, первыми, наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715)...

История женского образования в России

История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг.

После Великой Октябрьской социалистической революции ряд новых важных направлений возник в московской математической школе. В дореволюционной России основными центрами математических исследований являлись университеты (Петербургский...

1.1 Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе...

Особенности системы образования на Северном Кавказе

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев...

На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года...

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский

В этой главе хотелось бы несколько подробнее рассказать о тех художественных заведениях, куда вложил большую часть себя Василий Васильевич Кандинский. В данном случае можно рассматривать этот вклад как непосредственный вклад в образование...

Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений

Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это - не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема...

Развитие женского образования в России

2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II...

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет - высшее учебное заведение...

Система и структура высшего профессионального образования

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах...

Система образования Германии

Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия)...

Социокультурные функции образования

Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда»...

Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при : в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек - еще и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке.

Через 30 лет по указу императрицы были открыты специальные школы для девочек - правда, с очень узкой специализацией: акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.

Огромным прорывом в женском образовании в России стало появление . «Воспитательное общество благородных девиц» открылось по указу 5 мая 1764 года, и туда поступило 200 воспитанниц. Как и любая образовательная организация, Смольный начал постепенно расширяться. Уже 13 января 1765 года при нем открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания». Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.

После смерти Екатерины II женским образованием, а точнее, его зачатками, начало заниматься Ведомство учреждений . Все курсы, школы и училища для девушек, которые находились под контролем ведомства, во-первых, давали только среднее образование, во-вторых, больше внимания уделяли нравственному воспитанию - серьезным наукам девушек не обучали. При в губернских городах стали появляться школы, образовательная программа которых была приближена к гимназической. После 1858 года по проекту Ивана Вышнеградского начали открываться более продвинутые женские училища - но это все еще не было высшим образованием.

А вот в 1860 году Российская империя вплотную подобралась к реформам: женщины стали впервые приходить на университетские лекции. Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами). Ответом был категорический отказ - 23 голоса против 2. Этими одинокими сторонниками женского образования были Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень. Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс - допустить к обучению женщин как вольнослушателей. При этом в Петербургском университете считали, что диплом должен давать женщинам только право на медицинскую практику и работу в высших учебных заведениях, тоже женских. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне, и в печати.

В 1867 году российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения.

В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин - написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.

В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в - сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. В том же году произошел образовательный прорыв в Петербурге: в Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок». Наконец, в 1875 году правительство наконец пообещало предоставить женщинам высшее образование. Андрей Бекетов, основатель Владимирских курсов и по совместительству дедушка , добился не просто разрешения открыть высшие женские курсы, но и признания их министерством народного просвещения. Главой курсов стал профессор Бестужев-Рюмин, отсюда и их название - Бестужевские.

Среди высших женских курсов, которые начали открываться вслед за Бестужевскими, можно назвать Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. В 1920-е годы отделы при ЦК по работе среди женщин полностью реализовали право женщин на образование. Женщин наконец стали принимать в университеты и другие высшие учебные заведения (кроме военных училищ) вместе с мужчинами, а также прекратила существование система раздельного обучения в школах.

История

Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений . Число всех учащихся в институтах - около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки

Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

  • её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
  • обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
  • если был жив, то состоял ли на действительной службе,
  • её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Казённокоштными пансионерками принимались девицы в возрасте от 10 до 12 1/2 лет, а своекоштными - в возрасте от 9 до 13 1/2 лет (плата - от 150 до 400 р. в год). Полупансионерками и приходящими принимались девицы в так называемые полуоткрытые институты (Донской, Нижегородский , Керченский и Тамбовский), а в остальные губернские институты - лишь в виде исключения (с 1881 г.).

Программа

Программа преподаваемых предметов в женских институтах была почти сходной с программами женских гимназий; главное отличие институтов составляло усиленное преподавание новых языков.

Классы

Число классов в институте - 7; кроме того, при институте находились приготовительный и так называемый специальный классы.

Администрация

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

Список институтов

Всего институтов было 30.

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Москве было 4 женских института:

  • Александровский институт,
  • Елисаветинский институт,
  • Николаевский сиротский институт.

В губерниях

16 губернских женских институтов:

На правах институтов

Кроме того, правами института пользовались:

  • училище св. Елены (в Санкт-Петербурге),
  • Кубанское Мариинское женское училище с пансионом в Екатеринодаре ,
  • тобольская Мариинская школа.

Вневедомственные

Характер институтов имели также женские учебные заведения, не состовшие в ведомстве императрицы Марии :

  • институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в Санкт-Петербурге),
  • Александро-Мариинское училище (в Москве),
  • Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве),
  • Мариинское высшее женское училище (в Вильне).

Только в последние два принимались дети всех состояний .

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Женская юношеская сборная России по футболу
  • Чемпионат Белоруссии по футболу среди женщин

Смотреть что такое "Женские институты" в других словарях:

    В России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Ж.и. Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), осн. в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт) … Педагогический терминологический словарь

    В России жен. закрытые ср. уч. заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. участии императрицы Екатерины II) Об ва воспитания благородных девиц (Смольного ин та; 1764) с отделением для девиц мещанского… …

    Институты благородных девиц, закрытые привилегированные женские учебно воспитательные заведения для дочерей потомственных дворян. Первый — Смольный институт (основан в 1764) с мещанским отделением (см. Александровский институт). В 1797… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Закрытые привилегированные женские учебно воспитательные заведения для дочерей потомственных дворян. Первый Смольный институт (основан в 1764) с мещанским отделением (см. Александровский институт). В 1797 подчинены Ведомству учреждений… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. Женские институты, Женское образование … Российская педагогическая энциклопедия

    Женские социальные сети - (женские сети влияния) это межиндивидные связи между женщинами или формирующиеся вокруг одной женщины, направленные на осуществление неформального влияния. Данное явление тесно связано с понятием власть женщин или, в других переводах с… …

    - [лат. instituta vitae consecratae], в Римско католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни … Православная энциклопедия

    Женские гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии (См.… … Большая советская энциклопедия

    Женские и гендерные исследования за рубежом - Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960 1970 х гг., когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права.… … Термины гендерных исследований

    Женские врачебные курсы - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно беспомощных, по своему незнанию, при… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Пропаганда , Эдвард Бернейс. "Правдивая, реалистичная книга Бернейса подробно рассказывает о самых могущественных и влиятельных организациях в капиталистических демократиях индустриальногостроя" Ноам Хомски Эпохальная,…

В которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян , генералов , штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт - также дочери купцов , почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше к так называемым неподатным состояниям .

История

Почти все институты были причислены к 1-му разряду женских учебных заведений . Число всех учащихся в институтах - около 7500. Общий расход на институты был свыше 300 000 рублей в год.

Пансионерки

Правила приёма воспитанниц на казённый счёт определялись особо для каждого института, причём в основание их были положены как разряд, к которому отнесена определяемая девица, так и баллотировка по жребию. Основанием для зачисления девиц в тот или другой разряд служили, наряду со званием или чином её отца, различные обстоятельства:

  • её сиротство (то есть круглая ли она сирота или имела в живых одного из родителей),
  • обстоятельства смерти её отца (например, убит ли он в сражении),
  • если был жив, то состоял ли на действительной службе,
  • её материальное положение или её родителей.

Некоторые из разрядов предоставляли безусловное право на поступление казённой пансионеркой с преимуществом по старшинству поданных прошений, кандидаткам же прочих разрядов производилась баллотировка по жребию.

Администрация

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

Список институтов

Всего институтов было 30.

В Санкт-Петербурге

В Москве

В Москве было 4 женских института:

  • Александровский институт,
  • Николаевский сиротский институт.

В губерниях

16 губернских женских институтов:

На правах институтов

Кроме того, правами института пользовались:

  • училище св. Елены (в Санкт-Петербурге),
  • Кубанское Мариинское женское училище с пансионом в Екатеринодаре ,
  • тобольская Мариинская школа;
  • (открыт в 1917, ликвидирован коммунистами в 1922 г., г. Дзержинск).

Вневедомственные

Характер институтов имели также женские учебные заведения, не состоявшие в ведомстве императрицы Марии :

  • институт Е. И. В. принцессы Ольденбургской (в Санкт-Петербурге),
  • Александро-Мариинское училище (в Москве),
  • Усачевско-Чернявское женское училище (в Москве),
  • Мариинское высшее женское училище (в Вильне).

Только в последние два принимались дети всех состояний .

В литературе

  • Бо́льшая часть произведений Лидии Чарской (1875-1937) посвящена школьной жизни воспитанниц закрытых школ-пансионов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Женские институты"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Отрывок, характеризующий Женские институты

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.
– Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:
– Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.
«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.